
10 июня в театре Сатирикон анонсируется очередной показ спектакля «Р», создателями которого выступило трио: режиссер Юрий Бутусов, художественный руководитель театра Константин Райкин и драматург Михаил Дурненков. «Р» — значит Райкин, для кого-то — Россия (кровавая такая, судя по букве на афише), а для кого-то — Ревизор, все-таки в анонсе значится, что это сочинение на тему пьесы Н. В. Гоголя. Весьма вольное, надо сказать, сочинение, вот бы удивился великий русский писатель.

По мнению новых «переосмыслителей» Гоголя, «где бы «Ревизор» ни был поставлен, он превращался в безобидную и беззубую историю про милых смешных чиновников». Вопиющее непонимание задумки автора! Или полное понимание и намеренное вредительство… Трио решило, притянув за уши Гоголя, выпустить спектакль о современной России, со своей колокольни, разумеется.

«Понятно, почему Бутусов решил ставить очень вольного «Р» в «Сатириконе». Времена на дворе непростые, народ зачастую обижается на постановки и не знает, как реагировать на некоторые провокативные режиссерские решения. В этом смысле Райкин — беспроигрышный вариант. Броня и крыша. То ли из-за безупречного вкуса и звериной интуиции, то ли из-за авторитета Константину Аркадьевичу позволено многое, чего не позволено другим… Пьеса «Р», где гоголевская фабула присутствует лишь в качестве контура, раскрашена современно: в ней есть все, что только можно запараллелить с Россией сегодня: взятки и пытки, ковид и саботаж скорой помощи, «правосудие немного рулетка», школы, где уборщица — главная. Даже лось Рашкина неосознанно зарифмован. Спектакль о невозможности принять действительность и невозможности бегства от нее…»

Собственно, после такой рецензии из СМИ можно было ничего не писать: подумаешь, очередные потуги либеральной общественности в отношении нашей страны, ими уже никого не удивить. К тому же если одним глазом пробежаться по биографии, так сказать, драматурга, всё ещё больше встаёт на свои места.
Прежде чем стать драматургом, Михаил Дурненков успел побыть сторожем, журналистом и инженером, работал на «АвтоВАЗе», начал писать пьесы, стал частью зарождающейся в нулевые «новой драмы», окончил мастерскую Юрия Арабова во ВГИКе. Сегодня он даже обладатель «Золотой маски», автор почти четырех десятков пьес.

Но здесь интересно другое.
Дурненков публично выступил против спецоперации в 2022 году, причём в грубой форме пожелав поражения российской армии. Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин потребовал исключить Дурненкова из организации. В начале марта 2022 года Дурненков с семьёй уехал из России в Финляндию. В сентябре 2022 года против него было возбуждено дело о дискредитации российской армии по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП. Якобы все его спектакли из репертуаров театров убрали. Но на деле — лишь упоминание о драматурге.
Например, театр «Сатирикон» убрал имя Михаила Дурненкова со страницы спектакля «Р» на сайте театра. Но это не мешает его совместному с режиссёром Бутусовым детищу оставаться в репертуаре. Кого руководство театра хочет обмануть? Каким фиговым листом прикрыться? Кому хочет закрыть глаза на то, что на сцене — постановка национал-предателей? Бутусов, кстати, тоже уехал ещё в 2022-м в Европу, написав заявление по собственному желанию — снять его с должности руководителя театра Вахтангова.

Хочется вспомнить присказку про клоунов и цирк… Но в действительности всё печальнее. В непростое для страны время со сцены государственного театра транслируют либерально-русофобские посылы, прикрывшись великим русским православным писателем Николаем Васильевичем Гоголем.
Свежие комментарии