На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Махамбет Толеугазин
    Днепропетровск, Харьков это же жидовские города, там одни евреи живут и теперь косят под хохлов или русских ...Игра на выживание
  • Махамбет Толеугазин
    это лицо жидовской национальности ...Игра на выживание
  • alex
    В ссср сей град народ звал,пардон, Днепрожидовск, а Вы говорите .:кавказцы...Игра на выживание

Чукотка: военные, старатели, медведи и турист на велосипеде!

Чукотка очень сложный район в плане транспортной логистики. Её тут попросту нет! Поэтому планировать точные по дате путешествия по округу очень сложно. Чем хорош описываемый маршрут, тем что проходит непосредственно в близости столицы округа, так что Вам придётся купить только билет Москва-Анадырь-Москва, задержка в случае непогоды составит три-четыре дня, что, согласитесь, лучше 2-х недель отсидки где-нибудь на побережье Ледовитого океана.





Город Анадырь расположен в уникальном месте, за что я не устаю благодарить судьбу. Унылее был бы только Анадырь без горы Дионисия. На этот пупырь, высотой 577 метров я восходил раз 7, один раз забрался даже с рюкзаком и ночевал там. Ну а что остаётся ещё делать в тундре альпинисту, почти третьеразряднику.
Зато «та сторона», расположенная через Анадырский лиман, просто пестрит хоть какими-то горами, именуемыми Золотым Хребтом, поэтому некоторые личности стремятся на ту сторону, из которой всё нормальное население бежит. На той стороне находится и самая высокая гора Анадырского района – Иоанна, целых 1012 метров. Но помимо гор, район этот хранит много чего удивительного, сокрытого от глаз ленивых и городских жителей.
Убедиться в этом решили как-то и мы. Женя Басов стартанул в понедельник, причём, когда он мне позвонил и сказал, что уже уходит за перевал, а это километов 30 от Анадыря, включая пролив, я только проснулся. Доделав все дела с военкоматом, я стартанул в среду, и чтобы догнать Евгена, решил ехать на велосипеде.



До Гудыма идёт хорошая грунтовая дорога. В заброшенный посёлок надо приезжать минимум на 2 дня, чтобы облазить всё что можно и когда то было нельзя, а военных объектов для исследований будет полно: штабы с планами Генштаба, гаражи, непонятные строения и конечно же уникальный и самый главный экспонат Гудыма – Портал, или проще говоря полуторакилометровый кольцевой туннель, вырытый прямо в сопке. Коммуникации в тоннеле сохранились, оборудование стоит смазанное и кажется достаточно подключить электричество и всё заработает вновь. Второй городок, дальняя военная часть, тоже уникальный объект для посещения. Тут был танкодром, а также шахты с баллистическими ракетами. Сохранились военные казармы и штабы. Интересно читать различную документацию раскиданную в строениях, журналы, как сценарий к фантастическому фильму о ядерной войне и кровавом советском союзе, как билет в прошлое, причём в параллельное прошлое, так как жили-то мы в мирное время, а, оказывается, военная тайна-то была!


Гудым и сопки в его окрестностях.



Я задерживаться в посёлке не стал, вкрутил далее. Дорога забиралась постепенно вверх на перевал, подъём тягучий и затяжной, что немного выматывает, быстрее даже слезть с велосипеда и втянуть его пешком. Апогеем подъёма является бывший склад боеприпасов с огромным количеством пуль и разорвавшихся патронов всех калибров, стоящий почти на перевале. Всё оружие и боеприпасы, говорят, вывезли сюда, сложили в этот склад и подожгли. Рядом с штабом уныло поскрипывая на ветру ржавеет с десяток мобильных полевых солдатских кухонь.
Перед перевалом дорога кончается и, вплоть до ручья Раскокуркино, идет либо обычная вездеходная колея, если сухо, либо месиво из грязи, если шли дожди. Прямо на перевале встречается земляной дзот, с которого патрульные могли наблюдать подход врага со стороны Анадырского лимана. С перевала на велике я слетел довольно быстро, несмотря на то, что пришлось ехать по тундре и пару раз пешим продираться через кусты. Часть ручья Раскокуркино, поддерживая название, раскурочена драгами и золотостарателями, немного оборудования брошено тут же. Возле ручья я и заночевал.



Начало следующего дня началось с подъёма в гору, практически на ту же высоту, с которой так быстро съехал вчера, метров двести по вертикали. С велосипедом этот участок пути доставляет побольше трудностей: вездеходная колея поросла деревьями, ветки цепляются за велосипед, колёса набирают комья грязи, весь подъём велосипед едит на тебе, а не наоборот. Чем ближе к вершине, тем подъём становится всё круче, и толкать вел становится всё тяжелее, вдобавок нои скользят по грязи. На вершине подъёма, дорога вплоть до ручья Иоанна петляет по каменистому предгорью, что весьма кстати: не приходится колбаситься по тундре. Огибая Останцовые горы, дорога резко поворачивает налево в долину ручья Иоанна, и здесь, на удивление, начинают встречаться деревья: вот что значит защищённая от ветров местность со своим микроклиматом! Места тут очень красивые, шнырют зайци и встречаются медведи. Через пару километров начинается довольно крутой подъём на перевал: предстоит подняться метров на 300 вверх. Тут я обнаружил довольно свеженькую кучку медвежьих испражнений, поэтому весь подъём до вершины распевал песни и матерился. Евген потом показывал фотографии с хозяином этого добра: он на перевале с ним всё-таки встретился, что весьма неприятно: ретироваться некуда, со всех сторон горы.



В это время ещё не весь снег сошёл, поэтому втолкнул вел я лучше, чем год назад, когда пришлось толкать его по булыжникам, потратив сейчас на это ровно час. На вершине перевала лежит крыло разбившегося тут некогда самолёта с огромными буквами СССР, что весьма символично, и стоит железный балок без дверей. Вообще, на многих перевалах наверху устанавливаются хотя-бы будки, на тот случай, если техника не выдержит подъёма и её придётся ремонтировать.
Ну а за перевалом начинается другой мир. Этот перевал, под названием «ну тот с крылом», для меня как будто отрезает город Анадырь от настоящих «диких мест», стоя на нём и осматривая открывающуюся взгляду долину понимаешь, что ушёл ты далеко, домой поворнуть за ним уже не получится и с улыбкой ты бросаешься вместе с дорогой вниз.


Гора Три Сестры. Самая старшая 543 м.

Поймы реки Правая Сборная и следующей реки Каменка, вдоль которых идёт дорога, очень живописны. Много сопок, ущелей, любой поворот в распадок откроет новый маршрут, один уже в голове крутится. А пока пол дня кручения педалей по дороге, и толкания велосипеда по заболоченной тундре и, наконец, оказываешься в большом заброшенном посёлке старателей, обозначенным на карте как Золотогорье, в народе именуемым Быстрый, по одноимённому названию речки, протекающей через посёлок.



С Евгеном мы договорились, что он уйдёт в четверг. Но его нигде не было. Я походил по оранжевому в лучах заходящего солнца посёлку, орал БААААСОВ, смотрел, на оставленное добро и расстроенный, что завтра, скорее всего придётся ехать домой поплёлся в свой балок, в котором ночевал в прошлом году. Ну улице разжёг в старой бочке костёр, накидал туда толи, чтобы дымило получше: глядишь, Евген углядит дым и вернётся! И он вернулся, напугал меня, правда, но ничего. Вернулся с рыбалки и уходить никуда до завтра и не собирался. А заодно и показал чудную «гостиницу» в старом здании бани, куда я переехал. Вообще, говорят в посёлок довольно часто мотается народ на рыбалку, охоту и просто так отдохнуть, тем более мне непонтно, почему такое количество домов находится в таком плачевном состоянии, везде много мусора, причём мусора принесённого. На вечер был бесподобный ароматный хариус запечённый с приправами в фольге, да простит меня читатель.


А? Как Вам? М-м-м!

Евгений пришёл в посёлок в тот же день, точнее глубокой белой ночью, в который и ушёл с Анадыря, проделав более 40 километров за 15 часов! Правда, придя в посёлок с мокрыми ногами, т.к. после 10 часов пешим начинает становится всё-равно на ручьи, больше делать он ничего не мог, кроме как вырубится мертвецким сном, заснул правда, как бывает при переутомлениях, далеко не сразу, и повторение этого маршброска не хочет теперь ни при каких условиях. Следующий день исследовали окресности, Басов пытался поймать какой-то особый вид форели, который на Чукотке вообще не водится, соорудили из брёвен плот и покатались на искуственных озёрах в отвалах. Вода жутко холодная, что меня очень удивило. Познакомились с оборудованием золотостарателей: за забором с колючей проволокой стоит промывочный прибор, в этом же здании есть сейф и старые весы. Попробовали сами помыть золото в ручье кустарным методом, но у нас ничего не вышло. Вообще, антураж очень впечатляет. Знаю, что на Аляске популярны маршруты по следам золотостарателей с обязательным намыванием золота.







Вечером попарились в бане с купаниям в озере, ели, болтали, жалея о том, что не взяли водки. Вообще, оба мы решили спиртного не брать, сдуру видимо, о чём всё время жалели. Сидя за столом, заставленным тушёнкой, кусками хлеба с солью, запечённой рыбой и диким луком для полного погружения в походную реальность не хватало только кружки.
На следующий день выдвинулись на маршрут. Километров 10 шли по нормальной дороге, потом попрощалесь с ней и сошли на тундру, нам надо было уходить налево, а точнее возвращаться домой, правда с обратной стороны Золотого хребта. Первую часть пути пришлось идти в горах, поэтому настроение было отличное. С лёгкостью взошли на странный перевал Озёрный. С обеих сторон перевала есть по 2 озера, именуемыми Перевальными. От уровня воды в озёрах до вершины перевала перепад составляет около метра, наверное. В общем, плоский какой-то превал.



Тут на нас напали бесчисленные орды комаров и не покидали уже до самого Анадыря. Тут и началось всё неизведанное. Мы не знали есть ли дорога, но я со своим велосипедом, на это очень надеялся.
Дороги не было, только направление и старые колеи от вездеходов. Затяжные подъёмы и спуски, удивительная для Чукотки жара и тундра, до горизонта. А ещё полчища комаров, приходилось идти в накомарниках. На привалах мы разжигали маленькие костры, жгли траву, чтобы дым отгонял насекомых и была возможность поесть не только им. На подъёмах Евген брался помогать и мы вместе заталкивали велосипед по тундре и кочке на очередной увал. В бинокль углядели, что, начиная от перевала имени Игоя Крутого (через него можно прыгнуть в соседнюю долину реки Каменка с дорогой в Быстрый), по тундре идёт линия электропередач куда-то, куда лежал наш маршрут, но конца им видно не было. Мы продолжали идти и уже собрались встать на ночёвку, перед этим только решили сбегать до какого-то пупыря, чтобы с него осмотреть местность.
И хорошо, что сделали это, потому что сразу за видневшимся впереди увалом, километров в двух, виднелся ещё один заброшенный посёлок старателей, куда и шли провода. Предчувствуя ужин и сон в балке с удовольствием проделали оставшую часть пути, сделав в этот день не менее 25 длинных километров.


И вдоль всего этого мы шли!

Итак, мы остановились на историческом для Чукотки, а особенно для её золотодобывающей отрасли, месте. Река Скорбутная. Такое название дали ей американские старатели, первые старатели на Чукотке. История говорит о том, что именно американский прииск Дискавери, был первым золотодобывающем предприятием на Чукотке и распологался на этой реке. А «скорбут» или что-то такое, в переводе означает цинга. Здесь в ручье мы нашли столько золота, о котором не могли и мечтать: всё дно ручья блестело в лучях солнца! Решив, что золота, всё-таки, так много быть не может, взяли пробы песка домой. Блестящий минерал к нашему сожалению и неудивлению оказался халькопиритом!

Дабы отдать дань тяжёлому труду старателей и удовольствия для, сгоняли на следующий день на гору Золотая, высотой 923 м. Подъём затяжной, как и на все чукотские горы. С вершины хорошо просматривалась дорога, идущая от перевала с крылом в сторону посёлка Быстрый, удивительно, как близко до неё было.





Комары не переставали донимать нас и на этой высоте. К сожалению ветер нагнал холодные тучи и мы вынуждены были спускаться, но сделали это с удовольствием скатившись, практически с вершины, по ещё нерастаявшему снежнику. По пути Евгений попал таки из своего ружья в куропатку, зайцы никак не давались, поэтому мы шли в балок предчувствуя шурпу. На деле оказалось куда лучше. Евгений, видимо пристрилялся, так что куропатка отошла псу, я, правда, отвоевал кусман для органолептического анализа, а нам осталось смаковать с диким луком тушёного зайца. Эх, вот сейчас бы водочки, грустили мы, поглядывая на стоящую второй день на столе бутылку минеральной воды. Повинуясь мысли о том, что вряд ли глубоко в тундре встречаются идиоты таскающие минеральную воду, я тяну руку и ещё не открывая бутылку говорю, что есть у нас водка! И так оно и оказыватся!


А ну как Вам? Зайчатинка с луком! М-м-м!

Следующий день был похож на половину позавчерашнего, правда гораздо длиннее по киометражу. Мы топали по тундре вверх и вниз, по бесконечной тундре, одолеваемые жарой и комарами. Толкать велосипед с рюкзаком сил не было: его всё время надо приподнимать, чтобы он не втыкался передним колесом в кочку, поэтому я нацепил неудобный велорюкзак себе на спину и шёл так. Подозреваем, что есть всё-таки дорога идущая вдоль Золотого хребта чуть ближе к предгорью.



Один раз перед нами раскинулся настоящий лес в удивительно красивой долине реки. Ближе к вечеру добрались до танкодрома. В том что это именно бывший танкодром можно было не сомневаться: в тундре стоит одинокий танк. Наверное, единственный на Чукотке. Помню, что в детстве, когда мы ходили на гору Иоанна через Гудым, кроме танков было множество и другой военной стреляющей техники.
Чуть дальше нас встретила машина, отвезла на берег лимана, где мы жгли костёр, просто ради жжения костра, пили пиво, ели чипсы и ждали супербыстроходную лодку, доставившую нас в полночь в Анадырь!

Источник

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх