
Сколько еще будет жить по своим законам "черная дыра", устроенная азербайджанской диаспорой в столице нашей Родины?
Алексей НИКИТИН
Только вывеска
Глава Минпромторга Антон Алиханов огласил шокирующие данные: 200 из 450 московских обувных фабрик существуют только на бумаге. Их юридические адреса сгруппированы вокруг рынка "Садовод" – легендарной торговой империи, контролируемой азербайджанской диаспорой.
Реальность такова: ни станков, ни цехов – только контейнеры с китайским и казахстанским контрафактом. Подделки маркируются „Честным знаком“ прямо на месте, а „производители“ получают налоговые льготы.
Масштаб мошенничества грандиозен: 40% всего российского обувного рынка – контрафакт с «Садовода». 7% всех «фабрик» России – фирмы-однодневки из этой схемы.
Изображая дело
Наивный вопрос: зачем торговцам мимикрировать под производителей. Ответ на него прост и очевиден, как черенок лопаты. Ради налоговых выгод.
- Для производителей есть определенные налоговые льготы. Если это упрощенная система, то ставка определяется региональным уровнем и при общей ставке, к примеру, 15%, у производителей она может быть в три раза ниже. Кроме того, есть для производителей льготы и по страховым льготам персонала. То есть, все эти многочисленные "фабричные рабочие", торгующие на "Садоводе", дают меньше страховых взносов в бюджет,
- говорит московский адвокат Сергей Кучер.
Теперь добавьте к этому самые дешевые китайские "исходники", которые после переупаковки их на филиалах фейковых обувных фабрик превращаются в продукцию турецких, российских и даже европейских производителей с кратной наценкой! И фальшивые фирмы превращаются в настоящий Колондайк.
А как же маркировка?
"Но позвольте, - скажет дотошный покупатель, - ведь у нас всю обувь недавно стали маркировать!"
Это правда. В России действует обязательная маркировка обуви. Соблюдать требования должны производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы. За нарушение правил грозят штрафы и даже уголовная ответственность.
Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный знак, а еще отразить это в товарном учете. Но азербайджанская диаспора с этим прекрасно справляется. Поддельные марки продаются на рынке за 3-15 рублей, превращая госсистему в посмешище.

Гнев чиновников и слезы потребителей
Алиханов назвал ситуацию «системным саботажем», но что дальше? Ведь пока реальные заводы вроде "Ralf Ringer" банкротятся, «фабрики воздуха» процветают. Попытки урегулировать рынок напоминают борьбу с ветряными мельницами: штрафы за отсутствие маркировки есть, а механизмов проверки реального производства – нет.
А для обывателя это тройной удар: по карману, по здоровью и по патриотизму. Под видом отечественной, он втридорога покупает дешевую китайскую подделку, а потом клянет русского производителя.
Почему «вдруг» зашевелились?
Но в этот раз есть надежда на реальные шаги со стороны государства, которое до поры смотрело сквозь пальцы на махинации "уважаемых партнеров". Огласка совпала с обострением отношений с Азербайджаном. Совпадение? Вряд ли.
После демарша Алиева (отказ от визита в Москву 9 мая), после того, как МИД РФ обвинил Азербайджан в поставках оружия Украине, азербайджанскую синекуру в Москве будут возвращать в правовое поле (хочется надеяться). Ведь "Садовод" – не просто рынок, а символ влияния азербайджанского лобби в России.
Да и свою собственную легкую промышленность надо реанимировать.

Что будет?
Оптимистичный сценарий. «Садовод» наконец прикроют, контрафакт исчезнет, налоги пойдут в бюджет.
Реалистичный сценарий. Диаспора откупится. Проверки «выявят» 10–15 фирм-пустышек, остальные получат «второй шанс».
Имитационный сценарий. Рынок в Москве закроют. Но он переедет в Подмосковье и схема заработает с новыми силами.
Свежие комментарии