На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владислав Петряев
    Вот почему Верховная власть России категорически против введения расстрела, цинично руководствуясь при этом неким гум...За организацию не...
  • Владислав Петряев
    Можно уверенно констатировать: вся полицейская структура России так или иначе преступна! Честным людям там просто не ...За организацию не...
  • Гоша Веверсис
    "держат в тайне " да страшная тайна, на весь мир."Нас ждет грандио...

План «деколонизации» России опирается на историческую безграмотность

План «деколонизации» России опирается на историческую безграмотность

 

Адепты теории «деколонизации» мечтают раздробить Россию на десятки удельных княжествФото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Текст: Юрий Зайнашев

Что общего у татар, башкир, бурятов и чеченцев? Все живут в РФ и у всех есть своя автономия. Оказывается, есть еще: западные идеологи и наша беглая оппозиция почему-то верят, что именно эти четыре этноса поднимут «антиколониальное восстание», и тогда Россия развалится на три дюжины мелких государств.

Особенно активно теорию «деколонизации» продвигают в Польше и Прибалтике. Стоит ли Москве реагировать?

Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) в среду обнародовал доклад на тему «Кто готовит распад России», он посвящен призывам к «деколонизации» нашей страны, которые все чаще звучат на Западе. Авторы доклада проанализировали цели инициаторов кампании о «необходимости распада» РФ сразу на 34 мелких государства, включая экзотическую Лапландию, Землю вепсов, Республики Тверь и Черноземье и даже Тихоокеанскую Федерацию. Изучили эксперты и пропагандистские клише и аргументы, используемые для продвижения таких экзотических идей.

В целом «российский колониализм» всегда находился на периферии интереса западной исторической и гуманитарной науки, «увлекавшейся» в российских исследованиях совсем другими темами, напоминают авторы доклада, – однако 24 февраля прошлого года все изменилось. Впрочем, даже теперь в большинстве стран Старой Европы призывы к уничтожению России не находят официальной поддержки, отмечают эксперты ЭИСИ, зато в Центральной Европе, в бывших соцстранах, такие идеи звучат из уст ведущих государственных деятелей.

Сама идея роспуска Российской Федерации в связи с ее «априорной опасностью» для мира была высказана за океаном одновременно с упразднением СССР, напоминают авторы доклада. Ее провозвестником стал министр обороны США и будущий вице-президент Дик Чейни. Когда в конце 1991 года Советский Союз рушился, Чейни «хотел увидеть распад не только Советского Союза и Российской империи, но и самой России, чтобы она больше никогда не представляла угрозы для остального мира».

В окончательном виде теорию изготовили «фабрики мысли» США и Евросоюза, ориентированные на леволиберальную часть истеблишмента (правоконсервативным политикам идея сепаратизма обычно претит). Причем моральное право управлять распадом нашей страны возлагается на Вашингтон. Образ «Империи русских» (именно русских, а не россиян) используется создателями теории для обоснования «фундаментальной вины» конкретно русского народа перед «всем человечеством». В качестве сторонников теории упоминаются беглый олигарх Михаил Ходорковский и историк-эмигрантка Тамара Эйдельман, выступающая с лекциями об «исторической вине» России.

Наши бывшие соотечественники вообще активно участвуют в продвижении концепции «деколонизации» – в первую очередь те, что поселились в Польше и Прибалтике. Именно в этих странах в правящих кругах нашлось рекордное число тех, кто открыто требует раздробить Россию. Среди них бывший президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес или бывший президент Польши Лех Валенса, призывавший поддержать «восстание 60 народов» в России. Упоминается в докладе и бывшая глава МИДа Польши Анна Фотыга – эта дама лично участвует в форумах «народов свободной России», на которых эмигранты, называющие себя «представителями 34 регионов», регулярно получают трибуну, обсуждая планы «национально-освободительных восстаний».

Основной мишенью для информационных «ударов» сторонников теории должны стать республики Поволжья, Северного Кавказа, а также далекая Бурятия – титульные для этих субъектов Федерации нации подлежат «освобождению» в первую очередь. Примечательно, что внимание сосредоточено на четырех народах – это татары, башкиры, буряты и чеченцы, их постоянно объединяют вопреки культурным особенностям и истории, недоумевают эксперты ЭИСИ. «Именно их «страдания» упоминаются практически в каждом выступлении в связке. Это порождает и большее в сравнении с другими народами России количество проектов по «пробуждению национального самосознания», – говорится в докладе.

«Стоит напомнить, что «колониальному дискурсу» применительно к России уже много лет. И всегда почему-то именно эти четыре народа воспринимались как движущие силы будущего развала «страшной Империи зла», – удивляется Глеб Кузнецов, руководитель экспертного совета ЭИСИ. –

Тот факт, что у нас вполне себе федеральные вице-премьеры и министры – это выходцы из Казани, игнорируется. Взамен механически повторяют: татары – «жертвы русского колониализма», что достаточно абсурдно».

 

Главная ошибка создателей теории заключается в том, что они механически переносят страшный опыт колониальных империй Западной Европы на Российскую империю, забывая о том, что подавляющее большинство народов присоединились к ней добровольно, сохранив в итоге свою самобытность.  

«Кабинетные антропологи из университетов Соединенных Штатов продвигают такие идеи в силу недостаточного понимания исторического процесса. Они убеждены, что Татарстан для Москвы – это все равно что Гвинея-Бисау для Лиссабона или Гана – для Лондона, – сетует Кузнецов. – Их логика такова: если Великобритания давно избавилась от своей колонии Гана, то почему Россия не хочет избавиться от Татарстана? Они не то чтобы безграмотны с исторической точки зрения, они просто не хотят ничего про это знать. У них в голове схемы, в рамках которых они и трактуют реальность».

А вот бывшие члены КПСС, ставшие лидерами Прибалтики, отлично знают историю России, но для них просто важно избавиться от восточного соседа, добавляет Кузнецов. «Это те, кого я называю «балтийские максималисты». Их символ веры таков: Россия перестанет представлять для них угрозу, только если России не будет ни в каком виде, – говорит эксперт. – То есть в этой точке сходятся совершенно разные по происхождению и мировоззрению люди – и вместе манипулируют колониальными нарративами».

Противники дискурса на Западе в свою очередь делятся на тех, кто не желает распада России, либо желает, но считает фантазией. Ее отказываются поддержать и ведущие политики Германии и Франции, и заметная часть самой российской эмиграции, поскольку прекрасно понимают опасность распада ядерной державы. Как напоминает Кузнецов, всегда проще найти компромисс с одним государством, чем с десятками мелких. Кроме того, авторы теории почему-то считают аксиомой, что «мелкие 34 страны» будут непременно вести себя миролюбиво. Похоже, что, в отличие от прибалтов, политики Старой Европы помнят опыт распада СССР и понимают: если Россия не дай бог распадется, на ее пространстве могут повсеместно вспыхнуть межэтнические войны, подобные тем, что шли в Карабахе и Приднестровье.

«В Прибалтике и Польше многие политики мечтают о развале нашей страны, им кажется: чем слабее Россия, тем выгоднее ее западным соседям, потому что можно заполучить ресурсы и население», – говорит Станислав Ткаченко, профессор факультета международных отношений СПбГУ и эксперт клуба «Валдай». «Но для меня это грустное занятие – пытаться оценивать подобные мечты, точнее, подобные психологические комплексы. Да и свойственны такие комплексы даже не всей элите Прибалтики и Польши, а лишь части этой компрадорской элиты. Официальная Москва правильно делает, что игнорирует подобные глупости», – уверен эксперт.

«Сейчас на Западе модно критиковать Россию, поэтому мы и начали замечать подобные разговоры, а на самом деле они звучали давно. Такой ропот звучит вокруг любой великой державы – например, в соседних с Китаем или Германией странах. Если мы вернемся на 60 лет назад и послушаем, что говорили бельгийцы о немцах, то представление было примерно таким же. Оно сводится к формуле: «Нужно разламывать эту державу на куски, пока не доломаем окончательно», – добавляет Ткаченко.

Эксперт «Валдая» не согласен с предсказаниями о том, что в нашей стране возникнет «чувство вины». «Уверен, что не будет никакого комплекса вины по отношению к соседям. Почему? Мы развивали все государства, в том числе и прибалтийские. Они вошли в состав России как отсталые окраины Европы – то там шведы правили, то немцы из Восточной Пруссии. А закончилось все тем, что они вышли из состава СССР как самые развитые республики», – напоминает политолог. 

Ткаченко обращает внимание на тот раздел доклада ЭИСИ, где говорится о планах сторонников «деколонизации» использовать в своих целях заседания Мюнхенской конференции, которая стартует в пятницу. Гостей конференции, представляющих Глобальный Юг, будут убеждать в том, что Россия – это «колониальная империя», поэтому страны Африки, бывшие колонии, не должны ей симпатизировать.

Ткаченко полагает, что организаторов кампании по «деколонизации» ждет разочарование. «Это задача российской дипломатии – нейтрализовать подобные наскоки. Почему? С 1950-х годов наша миссия в развивающихся странах всегда была позитивной. Мы шли на тогдашний Глобальный Юг с лозунгом тройной трансформации: модернизация, коллективизация, культурная революция. Ничего подобного у стран Западной Европы не было. Запад был занят только тем, что выкачивал ресурсы и монетизировал их, а сами «развивающиеся страны» в итоге совершенно не могли развиваться», – подытожил Ткаченко.

 

Картина дня

наверх