На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Селиванов
    Необходимо быть решительными. На нашу территорию, территорию России, зашёл мировой враг. В соответствие с нашей доктр...Не понимаете по-х...
  • Пульхерия Djem
    Разогнать эту депутатскую кодлу!!!!!!!Это некоторые депутаты,видать,на содержании у диаспор!!!Очередная инициат...
  • Неизвестно Неизвестно
    Наши правители под руководством Ельцина по совету Бисмарка выстроили "элиту" на лживых ценностях. Подбор чиновников в...Ответ сомневающим...

Утерянные победы генерала Муженко. Южный котел



После того, как бывшего начальника Генштаба ВСУ погнали с должности и поставили на его "героя Иловайска" Хомчака, Муженко ударился в публичные откровения направленные на защиту своих действий в период кампаний 2014-2015 годов за которые он нес самую прямую ответственность.
Ниже перевод с украинского откровений Муженко (в стиле оправданий Манштейна, когда "до победы оставалось чуть-чуть, но...) по поводу Южного котла.

Для полного понимания обстановки, сложившейся в районе Иловайска в период 20-х чисел августа 2014 года, надо начать с того, что предшествовало этим событиям. Исходя из обстановки, которая складывалась в июле-августе того года, представляется линия соприкосновения, которая сложилась по состоянию на начало июля 2014-му. Она как раз проходила до Станицы Луганской на севере, через Красного Лимана, Ямполь, Закотное.

Еще не был взят Славянск и линия столкновения проходила севернее его окрестностей, западнее Донецка, причем существенно западнее - примерно в районе Курахово. Авдеевка тогда еще не была под нашим контролем. И особенно важно - это обстановка на юге, в районе Докучаевска, который тогда еще не находился под нашим контролем.

То есть, линия столкновения проходила южнее Донецка в районе Волновахи с выходом через Солнцево на Амвросиевку. И как раз тогда уже был проведен ряд мероприятий по восстановлению участка государственной границы, взятие ее под контроль - на участке от Амвросиевки к Изварино. Общая протяженность участка, взята под контроль - 267 километров. Осталась только небольшой участок - около 60 километров - от Изварино до Пархоменко, восточнее Луганска. Причем около 90% этого участка - это труднопроходимая местность.

Поставка русскими техники, вооружения и материальных запасов бандформированиям так называемых "ЛНР-ДНР" была возможной только через Изварино - Краснодон в Луганск или через Пархоменко - небольшой дорогой Пархоменко - Князь Игорь - на Луганск. Именно взятие под контроль участка государственной границы дало нам возможность полностью заблокировать поставки боевикам вооружений и материально-технических средств из России.

Именно тогда провели операции по освобождению Славянска, Краматорска, Дружковки, Дзержинска. Именно в июле 2014-го мы провели операции по взятию под контроль и сужение круга изоляции в районе западнее Донецка - это и Авдеевка, и Пески, и южнее Донецка - Докучаевск, Старобешево, Комсомольск, с выходом в район Иловайска.

Это создало большую угрозу для незаконных вооруженных формирований и для российских наемников. Потому что подпитка вооружением, военной техникой и материально-техническими средствами, включая и продовольствие, стала невозможной в тех объемах, которые им были нужны, возникла реальная угроза в целом путинского проекта "Новороссия", который тогда набирал обороты.

Именно в этих условиях россияне приняли решение о нанесении огневого поражения по нашим подразделениям, занимавшим взводные опорные пункты и блокпосты, на участке между Изварино и Амвросиевка.

Первый массированный огневой налет произошел в районе Зеленополье по подразделениям 2-го батальона 24-й отдельной механизированной бригады, где мы понесли серьезные потери: 24 погибших - из них 19 военнослужащих Вооруженных Сил и 5 представителей Государственной пограничной службы, - 76 раненых.

56 человек имели психологические травмы и только через некоторое время были или возвращены в подразделения, или продолжили лечение в специализированных медицинских учреждениях. Всего из района Зеленополья в течение полутора суток была осуществлена ​​эвакуация 156 человек.

"Второй фронт", информационный, был открыт в мирной Украине: на фоне тех событий накалялась истерия, с подачи отдельных СМИ, не без участия спецслужб России проводили митинги, блокирование правительственных учреждений, Верховной Рады, Администрации Президента с призывами вывести подразделения по приграничной зоны.

15-17 июля 2014, 260 километров пограничной полосы, которую контролировали в то время Вооруженные Силы Украины, имели ширину от 8 до 25-30 километров в разных участках. Противник попытался вообще изолировать наши войска в этой пограничной полосе. Продолжались активные бои в районе Дмитровка - Дьяково - Кожевня - Мариновка.

Мариновка - это пограничный переход восточнее Амвросиевки, южнее Степановки. Проводились мероприятия по подвозу материально-технических средств, поставке боеприпасов к группировке сил АТО. Мы имели сложности, ведь русская артиллерия уже "системно" била по коммуникациям, блокируя этот подвоз или создавая серьезные проблемы с подвозом и подачей материально-технических средств.

Попытка осуществить доставку авиационным транспортом тоже потянула за собой потери: был сбит самолет Героя Украины Дмитрия Майбороды. Причем тогда нами был зафиксирован первый пуск системы "Бук" с территории Российской Федерации, именно по этому самолету.

Поэтому было принято решение вывести подразделения по приграничной полосы, и в конце июля - начале августа 2014 года мы провели успешные рейдовые действия. Рейд 95-й отдельной аэромобильной бригады обеспечивали подразделения 25-й отдельной воздушно-десантной бригады, совместно с батальонной тактической группой, которая была создана на базе 1-го механизированного батальона 30-й отдельной механизированной бригады.

Рейдовые действия оказались успешны и дали нам возможность вывести в ночь с 6 на 7 августа группировку общей численностью более 2500 человек - 2100 военнослужащих Вооруженных Сил и около 500 представителей Государственной пограничной службы Украины, - а также 300 единиц техники. Операция прошла удачно, практически без потерь.

Подчеркиваю, рейд был успешным. В ходе рейда был достигнут ряд позитивных изменений в оперативной обстановке, оказалась взахвачена высота 277, известная, как Саур-Могила. Также взяли под контроль Степановку - это важный населенный пункт, стоял как раз на перекрестке всех коммуникаций, по которыми поступали техника, вооружение и человеческие ресурсы к незаконным вооруженным формированиям.

Но все попытки взять Дмитровку оставались для нас неудачными, потому что мы имели недостаточно сил и средств в тех подразделениях, которые были до этого задействованы, а нарастить не было никакой возможности. Кроме того, в районе Дмитровки противником оказались возведены очень серьезные укрепления. Поэтому линия столкновения проходила южнее Дмитровки, южнее Дьяково и дальше на восток, в район населенных пунктов Бирюково, Червонопартизанск, к Изварино.

После рейда и вывода группировки сил АТО, от Мариновка в Изварино, практически по всему юго-востоку и востоку границы до Изварино не осталось никаких наших подразделений. По замыслу предполагалось провести линию изоляции пограничной зоны - с учетом тех подразделений, часть которых были задействованы в рейдовых действиях, - по линии Амвросиевка - Благодатное - Саур-Могила - Степановка - потом южнее Антрацита и с выходом на Ровеньки.

Подразделения 24-й бригады должны были с севера на юг выйти в район Ровеньки. Для этого необходимо было задействовать также и те силы, которые оставались у нас на государственной границе - это около 2500 человек - для того, чтобы мы могли взять под контроль Ровеньки.

Итак, планировалось перенести линию границы на 40-60 километров на запад или на 50-60 километров к северу от реальной линии государственной границы, с целью создать линию блокады. Но морально-психологическое состояние личного состава группировки, которое уже было истощено в пограничные, не дало нам такой возможности. Люди не были готовы выполнять такую ​​задачу. Кроме того, военнослужащие, не выдержав психологического напряжения, начали массово сдаваться в плен, переходя государственную границу с Россией.

Во второй половине августа 2014-го линию блокады пришлось перенести существенно западнее. Были задействованы и подразделения, которые принимали участие в рейде, кроме 95-й аэромобильной бригады, которую мы вывели из-за неконтролируемой территорию в район Дебальцево. Подразделения 30-й 24-й механизированных, 80-й аэромобильной бригады заняли оборону на линии Степановка - Минусинск - между Снежной и Антрацитом, включая Красный Луч, Николаевка, Красная Поляна, - до района Лутугино.

К этому времени также был пробит коридор и была существенно расширена контролируемая нами зона в районе Луганского аэропорта, а также взяты под контроль два населенных пункта, Новосветловка и Хрящеватое, что дало нам возможность практически полностью заблокировать подвоз материальных средств в Луганск.

Итак, если мы смогли бы реализовать все эти замыслы, мы полностью заблокировали бы Донецк, Макеевку, Горловку, Енакиево и Луганск, а также провели бы линию изоляции от Лутугино на юг - через Красный Луч - в район Степановки с выходом в район Амвросиевки. В этом кольце планировалось окружить незаконные вооруженные формирования, которые мы могли бы контролировать без всякой возможности подвоза материально-технических средств. И это стало одной из тех условий, чем россияне сделали этот, я считаю, шаг отчаяния, и ввели на территорию Украины подразделения регулярных вооруженных сил России. Без объявлений, без нот, сообщений ультиматумов ...

Впоследствии, с введением в Украину российских войск, мы потеряли контроль над участком государственной границы протяженностью более 300 километров.

Это дало противнику возможность беспрепятственного подвоза материально-технических средств, мероприятия так называемых "гуманитарных конвоев", которые полностью обеспечивали незаконные вооруженные формирования и уже российские войска, пополняли их и человеческими ресурсами, и вооружением, и боеприпасами, и это также повлияло на характер боевых действий - они стали более жесткие и потянули бы за собой более серьезные потери.

Поэтому еще до Иловайских событий принимались меры для того, чтобы усилить соответствующую группировку, или, как я уже сказал, перенести линию изоляции. Накапливали силы и средства, провели рейд с очень дерзким замыслом, хотя еще более дерзкой была его реализация. И мы имели все возможности выскочить.

Конечно, учитывали и падение морально-психологического состояния военнослужащих, даже до уровня отказа от выполнения заданий - имеется в виду по захвату Ровенек. Имелись при этом некоторые проблемы в выдвижении 24-й механизированной бригады, которая вышла и практически прошла две трети маршрута от Лутугино до Ровеньки и была остановлена ​​в районе Македоновка вследствие мощных огневых налетов, в частности с применением реактивных систем залпового огня. Тогда же приняли решение перенести линию соприкосновения западнее.

Не было какой-то специальной, отдельной операции по взятию под контроль города Иловайска. По общему замыслу проведения АТО на август месяц 2014 было предусмотрено ряд тактических задач. Одним из таких тактических задач и было взятие под контроль этого города.

Ведь это довольно крупный железнодорожный узел, который имел серьезное значение именно для блокирования коммуникаций противника. Но, к сожалению, первые меры по взятию под контроль Иловайская были неудачными. Более удачно, немного южнее Иловайска, наши подразделения заняли Кутейниково, и тогда в принципе, во взятии Иловайска отпадала тактическая необходимость. Мы перерезали дорогу в районе Кутейниково.

По дальнейшим замыслу предполагалось закрытие в кольце блокады Донецка-Макеевки, как раз по линии Кутейникове - Степано-Крынка - Зуевка - Ждановка - Верхняя Крынка. В рамках операции подразделения 93-й механизированной бригады из района Пантелеймоновка уже выходили в район Верхней Крынки, а 25-я воздушно-десантная бригада двигалась в этот же район от Дебальцево через Ждановку. Тогда же был взят под контроль и Углегорск.

Итак, мы блокировали практически полностью Горловку-Енакиево и Донецк-Макеевку. Но реализация второй части замысла по выходу из Кутейниково в район Степано-Крынка - Зуевка нам тогда тоже не удалась. Хотя, в дальнейшем мы могли бы нарастить наступление.

Но события развивались так, как развивались ... И уже повторное решение о взятии под контроль Иловайска было принято в 20-х числах августа 2014-го, с привлечением группировки Министерства внутренних дел Украины, основу которого составили специализированные батальоны милиции, которые мы сейчас называем добровольческими батальонами: "Азов", "Шахтерск", "Миротворец", "Херсон", "Ивано-Франковск" и батальон Национальной гвардии Украины "Донбасс".


Перевод сделал историк Илья Топчий

https://www.ukrmilitary.com/2016/08/ilovajsk-kriz-pryzmu-1.html - оригинал на украинском
https://schneider-krieg.livejournal.com/37345.html - цинк

Муженко "совершенно случайно" опускает вопрос совокупных потерь ВСУ в "Южном котле" в людях и технике, ограничиваясь общими фразами, так как все эти потери являются результатом его замечательного планирования, за которое он конечно же никакой ответственности нести не хочет.
Также понравился момент "не выдерживали психологического напряжения и массово сдавались в плен".

Во второй части будет не менее прохладная история про "почти-перемогу" под Иловайском.
А ведь Муженко помимо нескольких котлов летом 2014 года также несет ответственность за планирование операций в зимней кампании 2015 года, а именно - сражения за Донецкий аэропорт (проиграно ВСУ) и оборонительной Дебальцевской операция, которая закончилась разгромом группировки ВСУ. Разумеется, он и там найдет возможность переложить ответственность за поражения и потери на кого-то другого.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх