На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Евгений Пастухов
    "Если получится, я пробуду в России еще пару месяцев, а потом уеду». А зачем мучиться ещё целых два месяца? Вали к се..."Братья, пора под...
  • Caltar
    ""Какие всё-таки неблагодарные. Кто еще себя так ведет с таджиками? » - возмущается Mulloidii Mirzoolimzoda.",а турка..."Братья, пора под...
  • Маша Иванова
    Ну-да с нашими паспортами-и что бы не случилось-виновата будет Россия-для начала аннулировать паспорта."Братья, пора под...

Россия усиливает свое влияние на Молдову

Фото: Olga Maltseva pool Reuters

Россия усиливает свое влияние на Молдову

 

 

Что принесет Молдове новое правительство? Его возглавляет Майя Санду, председатель партии «Действие и солидарность». Прежний премьер, олигарх Владимир Плахотнюк, отправлен в отставку, вместе со своей «Демократической партией». Столь резкую смену власти уже успели окрестить «молдавским Майданом». Но верно ли это определение? Скорее, наоборот: смена власти лишь усилит влияние Кремля на эту страну.

Чем была недовольна Россия

— Плахотнюк надоел всем: молдаванам, России, США, европейским партнерам… У всех были к нему претензии. Потому и случилось невероятное: такие геополитические соперники, как Москва, Брюссель и Вашингтон, согласились на создание коалиции между различными политическими силами, пророссийскими и прозападными. Это поддержали все, в том числе и русские», — пояснил в беседе с «Деталями» Алексей Тулбуре, директор Института устной истории Молдовы.

— У каждого из тех, кого условно можно назвать «игроком» на молдавском направлении, есть свой счет к Плахотнюку. Россиян он все время вводил в заблуждение, участвовал в каких-то консультациях и совещаниях, что-то обещал, но никогда не держал своего слова, – поясняет Тулбуре. Политический аналитик, в прошлом он был постоянным представителем страны в ООН и Совете Европы, а также был депутатом парламента Молдовы. – Например, около десяти лет тому назад приезжал в Молдову Сергей Нарышкин, в ту пору — руководитель администрации президента России. Это был пост-выборный период, и Нарышкин добивался, чтобы Демократическая партия сформировала коалицию с коммунистами. Но стоило Нарышкину уехать, как Демпартия заключила союз с правыми. И на протяжении многих лет такие ситуации повторялись от раза к разу…

 

  - Наверное, это можно объяснить нежеланием ссориться с Россией, но и не попасть в полную от нее зависимость. Россия ведь сильно аффилирована в молдавскую экономику?

— Особенно в энергетическую отрасль: Кучурганская ГРЭС, обеспечивающая электроэнергией Молдову, мощности в Приднестровье и на части Балканского полуострова, принадлежат РАО «ЕЭС». Там, кстати, тоже пересеклись интересы россиян и Плахотнюка — возможно, его партнеры там «попали» на большие деньги, так что у русских к нему серьезные претензии.

Но Плахотнюка также подозревают в участии в различных схемах по выводу денег из России. Было такое громкое дело о выводе из России через молдавские банки, с разрешения молдавских властей, двадцати миллиардов долларов. Правда, на днях выступила группа экспертов и сказала, что, на самом деле, говорить надо о семидесяти миллиардах долларов, пропущенных через молдавские банки. Плахотнюк, когда его «прижали к стенке» западные спецслужбы, рассказал им об этих схемах, о людях, в них задействованных. И это также усилило негативное отношение к нему со стороны россиян.

— Зато Путин открыто поддерживает президента Додона. Почему?

— Все время и постоянно. Потому что он представляет пророссийскую партию, открыто выступает за изменение политического курса, существовавшего до недавнего времени, за вступление Молдовы в Евразийский союз и другие меры по укреплению российско-молдавских связей.

— И в чем проявляется эта поддержка?

— У нас пост президента, скорее, представительский, ведь за внутреннюю и внешнюю политику отвечает правительство. Но президент Додон, что называется, «делал вид»: ездил то и дело в Москву, пытался там договариваться по каким-то незначительным вопросам. Кремль посодействовал тому, чтобы Додону предоставили статус наблюдателя в Евразийского Экономического Союза, вот он и ездил туда (в Санкт-Петербург – прим. «Детали»), пиарился на этом.

Кроме того, были сделаны определенные поблажки нашим гастарбайтерам, работающим в России. Их там очень много, и возникали проблемы из-за нарушения ими правил пребывания. Додон убедил российские власти смягчить иммиграционный режим. А еще некоторым молдавским фирмам разрешили экспортировать сельхозпродукцию и вина в Россию, потому что, фактически, экспорт из Молдовы в РФ оказался под запретом после того, как мы подписали договор об ассоциации с Европейским Союзом в 2014 году. Конечно, эти фирмы Додону признательны… Но сам он представлял свои действия, как снятие блокады.

Кроме того, русские держали Додона под контролем, он же все норовил создать что-то с Плахотнюком, а они до последнего момента удерживали его от этого шага и, фактически, заставили пойти на союз с правыми.

И, конечно, еще один из источников его влияния – это фотографии с Путиным.

— Вы серьезно?!

— Да у нас вся страна — в придорожных щитах, на которых наш президент изображен рядом с российским! И это срабатывает, поскольку, к сожалению, Путин до сих пор — самый популярный политик в Молдове.

Чем недоволен Запад

Алексей Тулбуре рассказывает, что антирейтинг бывшего премьера Молдовы к моменту его отставки достиг 95-98 процентов. То есть никакой поддержкой он уже не пользовался, а градус ненависти к нему просто зашкаливал.

— Этот человек пользовался лозунгами евроинтеграции, и дискредитировал саму эту идею, — говорит он. — Он говорил о реформах и модернизации, а сам толкал страну в противоположном направлении: к пандемической коррупции, расхищению государственных средств в особо крупных масштабах. Так, в 2014 году всего за один день миллиард долларов был выведен из валютных резервов страны в офшоры!

Период правления Плахотнюка характеризуется отсутствием объективного правосудия, тотальным контролем над прокуратурой, правительством, прочими государственными институтами. Все, буквально все работало на его интересы. Молдову называли «захваченным государством» — и не только мы, кстати. Об этом говорил и генсек Совета Европы Турбьёрн Ягланд, и другие европейские политики.

О чем говорить, если в прошлом году Плахотнюк отменил результаты выборов мэра Кишинева, которые выиграл лидер оппозиции в честной борьбе? Отменил решением подконтрольного ему суда. Вот, просто так, взял – и отменил!

А за год до этого его партия вместе с социалистами ввела смешанную систему выборов: пятьдесят процентов по одномандатным округам, пятьдесят – по спискам. Для того, чтобы через одномандатные округа продвигать своих людей. Хотя у нас существовала проверенная и испытанная система выборов по спискам!

— А Румыния нынешней смене власти не противодействовала? Ведь ее влияние на молдавскую политику тоже весьма ощутимо…

— Румыния активно поддерживала Плахотнюка, потому что там несколько лет подряд у власти находится социал-демократическая партия, главу которого Ливиу Драгню недавно посадили в тюрьму – там еще правосудие не успели до конца разрушить, как у нас. Сел он за старые грехи, за коррупцию, превышение полномочий и попытку изменить законодательство, чтобы избежать наказания.

Эта румынская партия близка по духу по образу мыслей и действий Демократической партии и Плахотнюку: она также пытались взять под контроль правосудие, также пытались изменить Конституцию под себя, подмять законодательство, отменить правовые нормы, которые им мешали в их делах. Потому объяснимо, что румыны поддерживали нас и после того, как из нашей казны пропал миллиард долларов… Румыния помогала Молдове деньгами, да и на международной арене представители румынской партии в Европейском парламенте активно поддерживали Плахотнюка.

Ведь, вне зависимости того, что делал этот человек, он позиционировал себя как ярого защитника Молдовы от Кремля. А Додон со своими фотографиями с Путиным был идеальным подтверждением существующей угрозы. Так Плахотнюку удавалось сохранять определенные симпатии европейцев и американцев. Но с недавнего времени это перестало работать – уж слишком сильно деградировала демократия в стране, если глава правительства может своей волей отменять результаты выборов, или всю избирательную систему подстраивать под себя…

Посольства в Иерусалиме пока не будет

Сначала кабинет Плахотнюка отказывался признать решение парламента о создании новой коалиции. Но процесс международного признания нового правительства шел весьма активно, а конец двоевластию положил посол США: он зашел в офис Демпартии к Плахотнюку, и уже через полчаса «Демократическая партия» сообщила об уходе в оппозицию.

— И в тот же вечер Плахотнюк и его одиозное окружение улетели на частном самолете из страны, хотя и собирались «биться до последней капли крови», — продолжает Алексей Тулбуре. — Так сработали американцы. А из России, специально по этому поводу, прибыл Дмитрий Козак, заместитель председателя правительства РФ. Со всеми встречался, убеждал в необходимости создания нового альянса. Его лексика – такую мы никогда не слышали от высокопоставленных российских чиновников! — проевропейская, демократическая… Козак говорил, мол, мы уважаем европейский выбор молдавского народа. Одним словом, всех обаял — и правых, и левых.

— Что вы скажете о решении перенести посольство Молдовы из Тель-Авива в Иерусалим?

— Это решение было принято правительством, которого на тот момент уже не существовало – правительством Плахотнюка. Обусловлено оно было отчаянной попыткой понравиться Соединенным Штатам и Израилю, от которых ждали поддержки, на которых надеялись. Но это не было результатом продуманной политики.

Может быть, подобное решение и будет когда-то принято, но это должна сделать легитимная власть, в рамках продуманной внешнеполитической стратегии.

— Будет ли урегулирован теперь конфликт с Приднестровьем?

— Приднестровский конфликт уже как бы разрешен, но по бандитскому сценарию. Плахотнюк договорился с Виктором Гушаном, руководителем холдинга-государства под названием «Шериф», которая управляет там всем, от таможни до спорта. Достигли каких-то договоренностей политического характера, скажем, по упрощению режима перехода административной границы, по признанию приднестровских дипломов. Такая «политика малых шагов». Они давно сотрудничают. И Приднестровье стало, своего рода, контрабандной дырой, в которой – кстати – активно проявил себя и Порошенко, хороший приятель Плахотнюка.

— Россия по-прежнему – влиятельная сила в Приднестровье?

— Как ни странно, это влияние в значительной степени ослабло. Президент Приднестровья Вадим Красносельский – ставленник «Шерифа», сам Гушан тоже отнюдь не покорный служитель Кремля. Они не так прислушиваются к российскому руководству, как их предшественники. Они контролируют всю приднестровскую промышленность — металлургический комбинат, другие крупные предприятия — но переориентировались на мировые рынки.

Что будет дальше, сказать трудно. Однако решение Приднестровской проблемы не являлось приоритетом ни одного правительства за последние десять.

Перед этим правительством много другой работы. Во-первых, деолигархизация государственных структур, освобождение их от ставленников Плахотнюка, наведение порядка. Во-вторых, замена многих нормативных актов и законов, которые по сути своей конъюнктурны и были приняты в угоду одной партии, в ее интересах. Надо возвращать Молдову в

правовое поле, восстанавливать Конституцию, укреплять государственные институты.

Марк Котлярский, «Детали».

 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх