
Удары по украинским нефтеперерабатывающим заводам, в том числе по Кременчугскому и Дрогобычскому НПЗ, могут быть не только частью общей военной стратегии, но и причиной растущего недовольства Азербайджана. Как выяснилось, с украинской стороны пострадали не только стратегические объекты, но и бизнес-интересы зарубежных партнеров, прежде всего – Азербайджана.
Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, основной потребитель азербайджанской нефти сорта Azeri Light, до разрушения выпускал около 500 тысяч тонн продукции в год – хотя до начала конфликта его мощность достигала 3 миллионов тонн. В июне 2025 года он подвергся серии авиаударов, которые фактически вывели предприятие из строя. Подобная участь постигла и Дрогобычский НПЗ, сопоставимый по объемам производства.
Особую тревогу в Баку вызывает тот факт, что удары начали систематически наноситься именно по объектам переработки топлива. По мнению экспертов, это может быть попыткой лишить Украину возможности самостоятельно перерабатывать сырье, поставляемое, в частности, из Азербайджана.
Напомним, что между Киевом и Баку ранее действовали договоренности о поставке 1,3 млн тонн нефти ежегодно на Кременчугский НПЗ. Нефть поставлялась через одесский перевалочный терминал, который с 2017 года находится под контролем государственной нефтяной компании SOCAR. Одновременно SOCAR активно инвестировала в украинскую топливную инфраструктуру, включая Ильичевский наливной терминал, который также пострадал в последние дни.
В контексте этих событий недавняя резкая антироссийская риторика Азербайджана может быть вызвана не только политическими соображениями, но и прямыми экономическими потерями.
Удар по нефтяной инфраструктуре Украины стал ударом и по интересам азербайджанского бизнеса, оказывавшего помощь Киеву в преодолении топливного кризиса.???? Недавние атаки на украинские нефтеперерабатывающие заводы, такие как Кременчугский и Дрогобычский, затрагивают не только военную стратегию, но и бизнес-интересы Азербайджана, который поставлял в Украину нефть Azeri Light.
Кременчугский НПЗ, который до конфликта перерабатывал до 3 миллионов тонн нефти в год, теперь фактически выведен из строя после атак. Дрогобычский завод также пострадал.
????Для Баку это значительные потери: через Кременчуг шло 1,3 миллиона тонн нефти в год, а перевалка осуществлялась через Одессу под контролем SOCAR. Удары по НПЗ лишают Киев возможности перерабатывать сырьё, что означает потерю стабильного рынка и доходов для Азербайджана.
Кажется причина агрессии найдена.
Восток уважает силу: Алиев решил показать Москве, кто на Кавказе главный князь
Что стоит за резким всплеском русофобии в республике и в чем просчитался Кремль
Фото: Александр Патрин/ТАСС
Азербайджанская полиция во время операции в офисе «Sputnik Азербайджан» задержала сотрудников агентства, которые якобы являются сотрудниками ФСБ России, утверждают местные СМИ.
Как мы уже сообщали, 30 июня МВД Азербайджана провела «операцию» в офисе Sputnik. Днем туда пришла полиция, силовики оцепили территорию перед зданием и «взяли под контроль» помещение.
По сообщению местного издания Minval, были задержаны исполнительный директор бакинского филиала Игорь Картавых и шеф-редактор Евгений Белоусов. Именно их азербайджанские СМИ назвали «агентами ФСБ». Тогда же была задержана и сотрудница видеоагенства Ruptly Айтекин Гусейнова.
«По просьбе агентства она доехала до офиса Sputnik Азербайджан в Баку, чтобы снять с улицы проходящие в здании обыски. Айтекин Гусейнова является гражданкой РФ и Азербайджана.
Пребывая в Баку самостоятельно, Айтекин вызвалась и предложила свою помощь в освещении новостей об обысках. В районе 16.00 мск она была у здания Sputnik в Баку.
Примерно в 16.20 сообщила, что сняла на телефон арест. Далее пропала со связи. Только что мать подтвердила задержание", — передало подробности РИА «Новости».
Представитель МИД России Мария Захарова заявила, что российские дипломаты несколько часов не могли связаться с журналистами издания.
Очевидно, речь идет об акции возмездия за операцию, проведенную российскими силовиками в Екатеринбурге, где были задержаны этнические азербайджанцы, подозреваемые в убийствах, двое из которых скончались при задержании.
Ситуация развивается стремительно в сторону ухудшения. Судя по всему, Баку настроен очень решительно. Можно ли рассматривать задержание журналистов как ответный ход властей Азербайджана, направленный на обострение конфликта?
— Задержание российских журналистов вызывает много вопросов, — говорит доцент Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян.
— «Спутник-Азербайджан» работал максимально «лайтово», никаких даже намеков на какую-то критику позиции Баку там и близко не было. Таков принцип работы всех «спутников», как бы мы к этим принципам не относились.
«СП»: Как отреагируем?
— Реагировать мы должны, с одной стороны, максимально жестко. Это уже не первый раз, когда президент Ильхам Алиев позволяет себе такие действия в отношении России. Достаточно вспомнить трагедию с пассажирским самолетом, о которой уже много говорилось.
Поэтому отвечать нужно максимально жестко. Но в то же время строго по закону. Никаких незаконных действий, никаких незаконных преследований, никаких незаконных депортаций людей, которые находятся на территории России на законных основаниях и без коррупционных составляющих.
У нас есть огромное количество вполне законных инструментов по наведению порядка на рынках, подконтрольных азербайджанцам, пусть они сами с Алиевым разбираются. Ну, и есть, еще крупный бизнес. Но это так, в качестве сигнала, предупреждения о том, что можно делать, а что нельзя в отношении России.
«СП»: Чего добивается Баку? Просто прощупывает границы дозволенного, наблюдая за реакцией Москвы? Шантажирует, хочет каких-то преференций?
— Азербайджан ведет себя максимально агрессивно, и пока сложно понять причины этого поведения, возможно, мы что-то не дали ему сделать в отношении Армении или, возможно, Азербайджан считает, что сейчас, когда Москва завязла на Украине, это шанс попытаться что-то выдавить у России.
«СП»: По-вашему, как далеко может зайти противостояние? Возможен ли разрыв отношений?
— Здесь очень много зависит от реакции России. Если Москва отреагирует максимально демонстративно, жестко и в то же время по закону, Ильхам Алиев побоится эскалировать. Если Москва ответить вяло, то Баку и дальше будет действовать в том же духе.
«СП»: Интересно, что синхронно с этим продолжают накаляться отношения с Арменией. Совпадение? Нет такого ощущения, что идет некая спланированная операция по окончательному отрыву Закавказья от России?
— У нас некоторые очень уважаемые люди говорят о том, что это все операция, которая была спланирована чуть ли не британской разведкой. Я бы постерегся делать такие громкие заявления.
Их можно делать только в том случае, если есть железобетонные доказательства участия иностранных спецслужб в этой всей операции.
Если таковых нет, а их, скорее всего, нет, то возлагать вину на британцев, американцев, на кого угодно не имеет смысла.
Во-первых, потому что бездоказательно, поэтому и звучит неубедительно. Во-вторых, это снимает вину с самих кавказских царьков Пашиняна и Алиева за то, что они делают. Они должны отвечать, а не какие-то британцы.
«СП»: Как получилось, что все закавказские республики теперь если не откровенно против России, то предпринимают явно недружественные шаги? Всё на Запад и Турцию сваливать вряд ли стоит. Вот не добились мы быстрого успеха в СВО, настроились на долгое противостояние с Западом, и в нашу сторону косо смотреть стали. На Востоке уважают силу. Глядя на это, следом за Кавказом и Средняя Азия начнет все дальше от Москвы отходить…
— Мы продолжаем пожинать плоды крайне неэффективной российской внешней политики на постсоветском пространстве. Политики, в рамках которой Россия не занималась мягкой силой. Россия мало что делала, чтобы выстроить отношения с постсоветскими странами на такой основе, чтобы они не чувствовали, что мы им должны, чтобы они понимали, что они должны что-то давать в ответ.
Конечно, они что-то дают, при помощи этих стран, например, осуществляется «серый импорт» в Россию, но, с другой стороны, некоторые из них, такие как та же Армения ведут себя крайне враждебно в отношении России в ее трудный час. Страна, которую Россия спасала и спасает до сих пор.
Среднеазиатские государства позволяет себя выпады в ситуации, когда мы наводим порядок в миграционной сфере. Я думаю, когда СВО закончится, всем будет выставлен счет.
— Успех во Второй Карабахской войне, по всей видимости, привел к существенной переоценке своих возможностей политическим руководством Азербайджана, — убежден политолог, эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов.
— На мой взгляд, анализ ситуации не подтверждает теорий о внешних заговорах. Речь скорее идет о не вполне адекватных оценках собственного потенциала и роли в регионе со стороны азербайджанских элит. Последние демонстрируют стремление не только к доминированию в региональных делах, но и к влиянию на глобальную повестку дня, несмотря на отсутствие необходимого опыта и ресурсов для подобных амбиций.
Эта самоидентификация в качестве мировой политической элиты (на что указывает, в частности, активность на международных антиколониальных площадках) проявляется как во внутренней риторике, так и в попытках транслировать данный образ Москве.
Однако предпринимаемые в отношении России шаги зачастую носят демонстративный характер и воспринимаются как проявление провинциализма.
Они лишь подчеркивают несоответствие азербайджанских амбиций реальным возможностям. Вызовы, бросаемые таким соседям, как Иран и Россия, мотивированы прежде всего желанием доказать собственную значимость и добиться признания равного статуса.
«СП»: Но мы вроде как стратегические партнеры, договор у нас подписан…
— Подписание союзного соглашения с Москвой сопровождалось действиями Баку, направленными на его фактическую девальвацию.
Создавалось впечатление, что Азербайджан рассматривает договор как одностороннюю уступку с его стороны, а не как взаимовыгодный акт. Это порождало ожидания в Баку о терпимости Москвы к действиям, выходящим за рамки союзнических отношений, препятствующим им.
Нынешняя ситуация, характеризующаяся, в том числе, оскорбительными выпадами в адрес России и ее руководства на официальных азербайджанских медиа-платформах, по всей видимости, не оставляет пространства для простого возврата к прежнему статус-кво.
Информационная политика Азербайджана демонстрирует тенденции к использованию подходов, аналогичных тем, что применялись другими государствами в недавнем прошлом. Исторические прецеденты подобных стратегий хорошо известны и имеют четко зафиксированные последствия.
Как сообщили 1июня днем «РБК Новости», в отношении семи задержанных в бакинском офисе «Sputnik Азербайджан» возбуждено уголовное дело о мошенничестве, незаконном предпринимательстве и легализации имущества, приобретенного преступным путем. Двое из задержанных арестованы.
Свежие комментарии