На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Walery
    Где-то убыло... в чем-то прибыло... -  полномочия закончились... = появилась ответственность!Зеленский объявле...
  • Николай Арзамасцев
    Извините, я не знал, что Сергей К, в мою беседу с которым Вы влезли, это Ваш муж!Байконур всё. Рос...
  • valentina sergeeva
    И что, опять оставили Казахстану в подарочек? А потом США туда припрутся... к нам под бочок.Байконур всё. Рос...

Легенда ядерного щита России

Да, я посвятил жизнь созданию и совершенствованию мощного оружия для уничтожения целых городов, но я рассуждаю так. Когда оно было только у американцев, они применили его против японцев. А у нас тогда появилось ощущение, что миллионы жизней, отданных за Победу над Германией, сама Победа оказались обесценены: мы опять не могли чувствовать себя в безопасности. Лишить американцев монополии на атом удалось, по сути, за два с половиной года…

В детстве, как и другие мальчишки, хотел стать лётчиком. Но подвёл близорукий левый глаз. По зрению не взяли учиться и на машиниста паровоза. Зато после 7-го класса приняли в школу электромонтёров. Половину дня занимало обучение, половину — работа, за которую даже что-то платили. В Минске, где жила семья (отец-учитель, мать и три брата), голода не знали. Но время всё равно было тяжёлое — начало тридцатых. Бриш с улыбкой рассказывает, что из него вышел отличный электромонтёр. Но через некоторое время он вернулся в школу, поступил в Минский госуниверситет, затем пришёл в белорусскую Академию наук, планировал стать преподавателем. Пойти по этой стезе не дала война. После неё Бриш решил было поступать в военную академию, «но туда брали только офицеров, а я-то кто? Партизан…» Ещё одним вариантом стала модная в то время дипломатическая служба — и ведь почти взяли в дипшколу! Не хватило только рекомендации райкома. Вскоре он и рекомендацию получил, но в другой руке уже было направление на «объект» — в создаваемое в мордовской глуши секретное КБ-11.

Легенда ядерного щита России

На посту главного конструктора ВНИИА на протяжении 33 лет Аркадий Бриш занимался всем комплексом вопросов, связанных с разработкой, производством и эксплуатацией ядерных боеприпасов. Под его руководством и при его личном участии был выполнен ряд работ, имеющих большое государственное значение, разработаны, испытаны и переданы в серийное производство многие образцы новых высокоэффективных ядерных боеприпасов для комплексов оружия различных видов Вооруженных Сил.

Несколько фактов из жизни:

1.С будущей женой Любой судьба связала Аркадия ещё в 10 классе школы. В домике школьного сторожа начался пожар и будущий выдающийся учёный принялся его тушить, а Люба подавала ему вёдра с водой. Так и познакомились.

2. Мечтал стать летчиком в детстве, но из-за близорукости не прошёл ни в летчики, ни в машинисты паровоза. Зато поступил в школу электромонтеров, а затем на физико-математический факультет Белорусского государственного университета по специальности «Физика».

3. Пришёл в партизанское движение с первых дней войны: нелегально слушал радиопередачи из Москвы, создавал явочные квартиры, тайники с оружием и боеприпасами, добывал для партизанских отрядов радиоприемники и медикаменты. (С первых дней Великой Отечественной войны Аркадий Адамович стал активным участником подполья, организовав вокруг себя группу из восьми человек.

Бришу принадлежит решающая роль в спасении и сохранении архива белорусского писателя Якуба Коласа, в организации вывоза из Минска оборудования для подпольной типографии.)

4. Весной 1947 пришёл на работу в Арзамас-16. Разработал электродетонаторы, системы подрыва и нейтронного инициирования для советского «атомного» проекта: бомб РДС-3 и РДС-5 и межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. (Бриш внес существенный вклад в создание первой атомной бомбы. Он занимался разработкой электродетонаторов и системы возбуждения детонации атомного заряда. В 1948 году возглавил группу сотрудников, которой были получены надежные значения давления детонации, гарантирующие работоспособность атомного заряда. Бриш активно участвовал в разработке и подготовке испытания первой атомной бомбы на Семипалатинском полигоне. После первых испытаний он возглавил разработку новой системы подрыва и нейтронного инициирования, которая позволила увеличить мощность ядерного заряда и была успешно испытана в 1954 году).

5. Стал свидетелем сотни ядерных взрывов и переживал из-за их запрета: во-первых, с их помощью можно решать мирные задачи, например, прокладывать русла новых рек, а, во-вторых, красиво.

6. В 1964 году стал главным конструктором ВНИИА им. Духова и проработал в институте до самой смерти. В 1997 стал почётным научным руководителем ВНИИА и почётным членом Российской академии ракетных и артиллерийских наук

7. Был таким трудоголиком, что коллеги ввели единицу деловой активности – «один Бриш». Это была недосягаемая величина, обычно пользовались в тысячу или в миллион раз меньшими единицами – «милли-Бришами» или «микро-Бришами». А ещё «Бришами» называли сотрудников его института.

8. Не боялся нового, доводил до успеха «недоводимые разработки», всегда и во всем был бойцом и одновременно имел здоровый страх перед собственной ошибкой и постоянно во всем подстраховывался.

9. По слухам, стал автором высказывания «Сила моего ума заключается в том, что я всегда могу отказаться от данного ранее слова и объяснить, почему».

10. Активно втягивал коллег в горнолыжный спорт и проводил легендарные «мозговые атаки» на работе, когда ни то, ни другое еще не было модным.

Многие из работ легендарного ученого были уникальны и развились в самостоятельные научные школы и направления. Немногие могут сравниться с Бришем по величине личного вклада в дело укрепления обороноспособности нашей Родины. «Его научные разработки и оригинальные конструкторские решения нашли применение в лучших образцах отечественного ядерного оружия». При непосредственном участии Аркадия Бриша создана первая система подрыва с внешним импульсным нейтронным источником, проведена разработка многочисленных ядерных боеприпасов, бортовых приборов автоматики и систем контроля. Многие из его работ были уникальны, не имели мировых аналогов

— Аркадий Адамович, вы как-то жалели, что ядерные испытания запрещены…

А.Б.: — С помощью ядерных взрывов можно сделать много полезного для народного хозяйства. Скажем, прокладывать новые русла рек, добывать полезные ископаемые. Есть гора — не нужна? Раз — и нет горы. Опять же программа защиты от астероидов. Кроме того, ядерный взрыв — это… очень красиво.

— Сколько вы их видели?

А.Б.: — Около сотни…

— Вам никогда не было страшно? Например, за то, что ваше оружие будет применено?

А.Б.: — Да, я посвятил жизнь созданию и совершенствованию мощного оружия для уничтожения целых городов, но я рассуждаю так. Когда оно было только у американцев, они применили его против японцев. А у нас тогда появилось ощущение, что миллионы жизней, отданных за Победу над Германией, сама Победа оказались обесценены: мы опять не могли чувствовать себя в безопасности. Лишить американцев монополии на атом удалось, по сути, за два с половиной года. За 67 лет ядерное оружие больше никогда не использовалось. Создав оружие, мы обеспечили мир. Поэтому за свою работу я всегда чувствовал лишь гордость. А страх — во время войны…

Минск разбомбили на третий день после немецкого вторжения. Оккупанты развесили объявления с требованием к мужскому населению явиться на регистрацию.

— Я, как дурак, пришёл — думал, перепишут и отпустят. Но немец отобрал часы, ручку, нас уложили лицом в землю и продержали без воды целую ночь. На следующий день объявили, что ищут евреев с высшим образованием. Я своему знакомому — Гольдману — говорю: «Не ходи». Не послушался: он-то думал, что их повезут на работу в Германию. Но их отвели за пригорок и расстреляли.

Жене Аркадия Бриша грозила та же участь. Они познакомились ещё в 10-м классе. Шло комсомольское собрание, а тут во дворе школы загорелась сторожка. Аркадий вскочил на горящую крышу, вслед за ним туда вскарабкалась какая-то девчонка. Пожар потушили. Девушку звали Люба. Бриш вспоминает, как купил на директорскую премию за тушение огня пиджак и повёл Любу в кино… После войны они уже не разлучались: Люба трудилась в одной из лабораторий того же КБ, «заработала» лучевую болезнь, но дожила до 82 лет. А вот во время войны каждая встреча была как последняя. Бриш отвёз жену к родственникам, а сам ушёл в партизанскую бригаду имени Ворошилова. Рассказы о войне — воспоминания: как попадал в засады, как возил радиоприёмники через посты.

— Однажды надо было пронести патроны. Я свои зашил, а приятель их просто положил за дырявую подкладку. Идём мимо немцев, а из него патроны сыплются. Я не знаю, хохотать или с жизнью прощаться. Хорошо, что снег был глубоким, не заметили…

На что способен человек

На войне было очень страшно. Но ещё больше мы боялись показать свой страх, опозориться. Человек на многое способен, если у него есть совесть и высокая цель. У нас была — прогнать немцев, возродить страну, создать ядерное оружие. А сегодня я вижу, что цель для многих из молодого поколения — деньги. Жизнь сейчас не подталкивает к творчеству, к размышлениям. А чтобы грести деньги, нужно обманывать. Я смотрю телевизор и думаю, что мы превзошли себя в пошлости и обмане. Такого, наверное, не было ни в царское время, ни в советское.

Переспрашиваю, а так ли много отличий? Одного из его братьев в московских Сокольниках зверски убили бандиты. Другого в 1937 году арестовали и расстреляли.

— Политику Сталина нам понять по-прежнему трудно, но это был мудрый человек. Когда я думаю о роли в истории Сталина, Берия (который был куратором атомного проекта), не могу отделаться от мысли, что при Хрущёве их в чём-то и вовсе оклеветали.

— Мы, как нация, можем созидать только из-под палки? Вы считаете, нам опять нужен Сталин?

А.Б.: — Наши послевоенные достижения связаны с выдающимися организаторами науки и техники — Сергеем Королёвым, Игорем Курчатовым, Мстиславом Келдышем. Но один человек не может знать, как решить все проблемы… Настоящий лидер собирает вокруг себя умных людей, советуется. Так всегда поступал мой руководитель Юлий Харитон. Задача лидера — выбор правильного пути.

Анджей Платов

https://news-front.info/2018/01/07/legenda-yadernogo-shhita-...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх