Просьба открыть личико для красноармейца Петрухи из кинофильма «Белое солнце пустыни» обернулась известной трагедией. Попытка закрытое никабом личико сфотографировать в московском метро для пенсионерки Натальи Медведевой обернулось пусть не фатальными, но весьма драматичными последствиями — синяками, публичным унижением и арестом на семь суток. Допустимо ли в светской России в 2025 году носить никаб или пора его запретить, как уже сделали в других странах — этот вопрос из религиозного превратился в политический.

Никаб — это не просто одежда. Это триггер. Для 61-летней Натальи Медведевой — триггер сугубо личный. Она работала фотокором и освещала обе чеченские войны. В 1995-м стала одним из добровольных заложников в Буденновске. Почему женщина в одеянии с наглухо закрытым лицом вызвала интерес и негодование у Медведевой, понятно. Проблема в том, что этот предмет гардероба не оставляет равнодушным никого. И это особенности не только российского восприятия. Тренд на запрет никаба и паранджи стал набирать обороты после теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Основная волна запретов пришлась на 2010-е годы, некоторые страны ввели ограничения в начале 2020-х.
Справка МК
Какие страны запретили ношение никаба
Европа:
Франция - полный запрет на ношение никаба в общественных местах; штраф до 150 евро.
Бельгия - полный запрет на ношение никаба; краткосрочное задержание.
Дания - полный запрет; штраф от 1000 DKK
Австрия - запрет никаба в госучреждениях и на улицах.
Швейцария - полный запрет.
Нидерланды - запрет в школах, транспорте, медучреждениях. Германия, Латвия, Болгария - частичный запрет.
Мусульманские страны:
Турция- ограничение ношения никаба в судах, силовых структурах, высших учебных заведениях
Тунис - запрет на никаб в госучреждениях.
Марокко - запрет на продажу, импорт и производство никаба и бурки.
Египет - запрет никаба для сотрудниц в медицинских и образовательных организациях.
Саудовская Аравия - запрет никаба на экзаменах в учебных заведениях.
Алжир - запрет никаба для госслужащих.
Страны Центральной Азии также изменили законодательство в сторону ужесточения правил ношения религиозной одежды, полностью закрывающей лицо. Узбекистан ввел запрет на никабы в 2023 году. Таджикистан — годом позже, Кыргызстан последовал примеру соседей в 2025-м. Киргизский президент Садыр Жапаров подчеркнул, что запрет направлен не на попытку запретить ислам, а на сохранение открытого и безопасного общества. Его таджикский коллега Эмомали Рахмон мотивировал запрет на никабы (Душанбе запретил не только их, но и хиджаб) целями «защиты исконных ценностей национальной культуры, предотвращения суеверий и фанатизма».
В России на федеральном уровне ношение не регулируется. Только два региона - Дагестан и Карачаево-Черкессия ввели временные запреты на религиозную одежду, полностью скрывающую лицо. В обоих случаях решения принимались не светскими властями, а муфтиями. Изданные ими фетвы предусматривают запрет на ношение никаба «вплоть до новых богословских разъяснений». Отправной точкой для введения запрета стал теракт 2024 года в Дагестане, один из участников которого пытался скрыться от правоохранительных органов в никабе.
Депутат Госдумы Константин Затулин считает, что не следует привлекать внимание к теле религиозной женской одежды. Это только обостряет напряженность в обществе, уверен парламентарий. При этом господин Затулин отметил, что полностью закрытое лицо может стать проблемой в условиях СВО, когда возрастают террористические угрозы. - В Таджикистане, Иране не разрешается полностью закрывать лицо. При том что Иран — теократическое государство, - подчеркнул Константин Затулин, - Я не хочу вмешиваться в практику. Она существует. Но если она не срабатывает, соответствующий вопрос должны ставить правоохранительные органы, а не представители общественности.
Правоохранительные органы вопрос о запрете никабов ставили. Глава СКР Александр Бастрыкин, выступая на Международном юридическом форуме в прошлом году, заявил о необходимости запретить закрывающую лицо одежду. Он напомнил о терактах в Дагестане и захвате заложников в ростовском СИЗО, которые были совершены исламистами-радикалами.
«Коль мы завозим сюда людей — я считаю, что не надо, — мы должны регулировать их поведение, в том числе через принятие новых законов», — заявил Бастрыкин.
Попытки принять такие законы тоже были. В мае 2024 года в Госдуму был внесен законопроект Владислава Даванкова (фракция «Новые люди»), который предусматривал право образовательных организаций и государственных учреждений устанавливать запреты на религиозную одежду, полностью или частично скрывающую лицо.
Инициатива встретила критику в правительстве. «В законодательстве Российской Федерации понятия "религиозная одежда", "одежда с религиозными атрибутами и религиозной символикой" не определены, что может привести к неоднозначной правоприменительной практике», - говорится в отзыве кабмина. Правительство сочло законопроект требующим существенной доработки. Спустя год после внесения, не дойдя до первого чтения в ГД, законопроект был отозван его автором.
Аналогичную реакцию от кабмина получил и законопроект коммунистов Михаила Матвеева и Сергея Обухова. Депутаты предлагали внести поправки в КоАП, прописав в нем запрет на ношение одежды, закрывающую лицо и затрудняющую идентификацию личности. Авторы поправок принципиально избежали упоминания предметов религиозного гардероба, сосредоточившись исключительно на вопросах общественной безопасности. По их мнению, никаб и паранджа делают человека не опознаваемым для системы «Безопасный город».
Господин Матвеев пытался заручиться поддержкой МВД, однако получил от силового ведомства довольно неожиданный ответ:
«В отношении проблематики религиозной одежды отмечаем, что сведениями о причинно-следственной связи ношения одежды, смоделированной в соответствии с религиозными правилами, и совершением противоправных действий экстремистской направленности не располагаем», - говорится в письме МВД. В ведомстве отметили, что закон «О собраниях» и так запрещает участникам публичных мероприятий скрывать свои лица, в том числе с помощью масок, иных средств маскировки и других предметов, специально предназначенных для затруднения идентификации личности.
С точки зрения системы «Безопасный город» по большому-то счету какая разница, в чем вы идете — в никабе или, скажем, мотоциклетном шлеме? Если вы в шлеме стоите рядом с мотоциклом, вряд ли ваш внешний вид вызовет у кого-то подозрения. Если же в шлеме вы гуляете по торговому центру или площади трех вокзалов, к вам непременно подойдет полицейский. Удастся ли вам объяснить, что шлем просто соответствует вашим взглядам и представлениям о прекрасном? Вряд ли. В глазах сотрудников правопорядка это будет сцена из анекдота: Штирлица явно что-то выдавало — не то балалайка, не то волочащийся за ним парашют. Однако если вместо мотошлема возникает никаб, отчего-то ни у кого никаких вопросов возникать не должно. А если они и возникают, то сразу воспринимаются в штыки и расцениваются как нападение на религию.
Мы должны в первую очередь разобраться, что такое никаб, является ли он традиционной религиозной одеждой и для кого, - говорит член Совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов, - Для России он не является традиционным предметом одежды. Никаб носили африканские племена доисламского периода, которые впоследствии приняли ислам.
Традиция ношения закрывающей лицо одежды действительно гораздо старше всех распространенных сегодня в мире религиозных течений. Женщины покрывали голову и укутывались вуалью еще во времена Древнего Рима. В некоторых обществах наличие вуали являлось маркером высокого положения дамы. Носить головные уборы и лицевые накидки запрещалось рабыням и женщинам с заниженной планкой социальной ответственности.
Кстати, никаб и вариации на его тему — это не только про женщин. В племени туарегов, где царит матриархат, с закрытыми лицами полагается ходить мужчинам. А женщины, напротив, могут открывать любые участки тела.
В России никаб — это провокация политического уровня, - уверен Кирилл Кабанов, - Этот предмет одежды ассоциируется с терроризмом. Россия не мусульманская страна. Меньшинство не может навязывать свои позиции большинству. Мы должны разделять ислам и радикализм. Верующий человек никогда не станет выпячивать свою веру. Никаб в общественных местах — это такая же провокация, как и публичные намазы посреди оживленных улиц и автомобильных дорог.
Справка МК
Теракты, совершенные людьми в никабах
Стамбул, 2015 год. Самоподрыв смертницы у здания туристической полиции на площади Султанахмет. В результате погибли трое полицейских. Террористкой оказалась россиянка Диана Рамазова. Женщина была одета в никаб.
Лондон, 2017 год. Автомобиль въехал в толпу людей на Вестминстерском мосту у здания национального парламента. Теракт унес жизни пяти человек, 50 ранены. Двое преступников были в никабах. Ответственность за теракт взяла на себя запрещенная в России группировка ИГИЛ.
Шри-Ланка, 2019 год. Взрыв шести бомб в трех отелях и трех католических церквях в столице Коломбо, а также в городах Негомбо и Баттикалоа. Жертвами терактов стали 359 человек, 50 из них - дети. Теракт совершили смертники, среди них была женщина в никабе.
В последние месяцы новых законодательных инициатив относительно запрета или ограничения никабов в России не было. Однако о необязательности их ношения высказывались исламские ученые. Их мнение поддержал Координационный центр мусульман Северного Кавказа. В своем разъяснении он указал, что «в современных условиях в России ношение никаба, паранджи других скрывающих лицо головных уборов наносящим практический вред мусульманам, угрожающим раздором в межрелигиозных и межнациональных отношениях».
Автор: Татьяна Антонова
5 причин для запрета никабов в России
Никаб - это наиболее радикальный вариант хиджаба, при котором девушка полностью покрывает свое тело, в том числе лицо. Есть ли рациональные основания для запрета никабов в России?

В своем блоге я уже говорил, что никабы (или паранджи) запрещают как в светских, так и в мусульманских странах по всему миру. Россия, в случае запрета никаба, станет страной, которая действует в рамках общемировой тенденции. Единственное, что меня смущает - в России пытаются обойти религиозный характер запрета. Законотворцы объясняют запрет соображениями безопасности и идентификации личности. Поэтому в будущем штрафовать будут не только носительниц черный вуалей на лице, но и ребят с масками и балаклавами (речь про гражданских).
Про абсурд с масками объяснять, думаю, не нужно. Несколько лет назад народ обязывали носить маски, теперь их могут запретить. Очевидно, что в будущем может возникнуть противоречивая ситуация.
Однако я считаю, что запрет никабов должен быть связан с религиозной политикой светских стран. Несмотря на то, что в мусульманских странах (или странах с исламской культурой) запрещают никабы по причине несоответствия данной одежды традиционным женским нарядам, в России запрет должен базироваться на иных причинах, связанных с социально-религиозной ситуацией, а не культурно-эстетической.
Как же религиозные права?
Справедливо думать, что запрет никаба является нарушением религиозных прав мусульманок, которые хотят носить никаб, исходя из норм шариата. Однако данный запрет является компромиссом, потому что запрещается одна из форм хиджаба, а не хиджаб в целом. Право на ношение никаба чаще всего является правом мусульман контролировать своих жен, что усиливает неравенство и насилие, исходящее из особенностей патриархального образа жизни. Поэтому первая причина для запрета никаба сводится к защите прав и свобод женщин.

Защита женщин
Запрет никабов в первую очередь является защитой прав и свобод женщин (речь про общественные пространства). Если говорить прямо, никаб и паранджа - это репрессивный дресс-код, который негативно влияет на положение женщин в светском обществе. Отцы, братья и мужья принуждают женщин носить никаб, что является нарушением прав женщин.
Если женщина хочет быть покрытой из соображений скромности и чувства достоинства, то она может носить хиджаб, что соответствует многовековым мусульманским нормам, и в то же время не обезличивает женщину в обществе.
Идентификация и безопасность
Идентификация и безопасность - две причины, из-за которых формально хотят принять закон о запрете скрывать лица. При определенных обстоятельствах возникает необходимость установить, является ли женщина той, за кого себя выдает (в банке и государственных учреждениях). Таким образом, никаб препятствует идентификации личности.
Для многих людей наиболее важный фактор для запрета связан с безопасностью и порядком. Террористам и преступникам проще избежать ответственности, если они будут скрывать лица.
Интеграция и социальная сплоченность
Россия является светской страной. Светскость не означает, что религии должны быть запрещены. Однако для поддержания светскости общественной жизни необходимо ограничивать радикальные проявления религиозной жизни, которая в том числе выражается в полном покрытии женщин. Никаб - это одежда, которая сегрегирует женщин и делает их полностью незаметными.
В случае с социальной сплоченностью необходимо отметить возрастание напряженности из-за конфликта между одобряемым в России внешним видом и одеждой, которая ассоциируется с исламским фундаментализмом. Для устранения дополнительного риска религиозных и культурных конфликтов никаб нужно сменить на более открытые формы хиджаба.
Свежие комментарии