На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Олег Самойлов
    Так полнолуние приближается! У таких, как этот херем все обостряется!Эстонский команду...
  • Олег Самойлов
    Мне интересно, ЧТО от эээээээсссстоооооооооооониииииииииии останется, если по ней отстреляется хотя бы один полк РСЗО?Эстонский команду...
  • Наталия
    Не могут эстонцы простить нам того, что именно Россия "виновата" в появлении государства под названием Эстония.Эстонский команду...

Таёжный союз или Европейский? Белоруссия думает об интеграции с Россией

Фото: Mikhail Klimentyev / Globallookpress

Достигнутые соглашения создают благоприятные условия для совместной хозяйственной и военно-оборонной деятельности Союзного государства России и Белоруссии на многие годы вперёд.

9 сентября состоялись долгожданные переговоры между президентами РБ и России Александром Лукашенко и Владимиром Путиным. Результатом встречи стало подписание всех 28 интеграционных программ Союзного государства. Самым важным для общественности России и Белоруссии, да и для заинтересованных сил в других странах стал вопрос, блестяще сформулированный украинскими интеллектуалами в формуле "зрада или перемога?". Конечно, каждый волен включать в данные категории свои собственные мысли и ожидания от интеграции двух государств, порой прямо противоположные – как по содержанию, так и по эмоциональной оценке.

Начнём с того, что сторонники и противники интеграции есть в обеих странах, как по прагматическим, так и по эмоциональным причинам.

Кто-то мечтает о возрождении единства русского (или восточно-славянского) мира, кто-то обеспокоен риском утраты субъектности восточноевропейских государств и перспективой распространения влияния блока НАТО на территорию Белоруссии и России. А кто-то, напротив, боится включения Республики Беларусь в ненавистный "Таёжный союз", где недостаточно представлены современные "европейские" ценности, и мечтает об интеграции, но другой – с Европейским союзом, который (в глазах определённой категорий граждан Белоруссии) выглядит как земной рай, способный осчастливить новых участников огромными дотациями и инвестициями. Соответственно, обе категории граждан в обеих странах напряжённо обсуждают, что значат эти самые 28 интеграционных программ и каковы их реальные последствия для Белоруссии и России, а также для других заинтересованных стран.

Белоруссия – если не с самого начала, то в последние годы – видела в интеграции прежде всего способ решения своих экономических задач, расширение рынков для производимой продукции, а также возможность заимствования средств на социальные нужды и инфраструктурные проекты. Доля России во внешней торговле Республики Беларусь составляет более 50%, и Россия является важнейшим внешнеэкономическим партнёром Белоруссии. Поэтому белорусское руководство и бизнес заинтересованы в расширении партнёрства с Россией, прежде всего в экономических аспектах. А вот политические соглашения, подразумевающие создание надгосударственных органов Союзного государства, традиционно вызывали опасения у Минска, поскольку управление единой политической структурой неизбежно будет смещаться в сторону Москвы как более крупного (и более богатого ресурсами) субъекта интеграции. Поэтому Минск всегда ревностно подчёркивал свою независимость от Москвы, готовность и способность принимать самостоятельные решения: начиная от непризнания присоединения Крыма к России, вплоть до сотрудничества с противниками России на международной арене. Также Минск всегда болезненно реагировал на реплики со стороны стран, входящих в ЕС и НАТО, о том, что Белоруссия является всего лишь "геополитическим придатком России".

Белорусское общество достаточно серьёзно расколото по вопросу необходимой интеграции с Россией. Молодые люди, особенно моложе 30 лет, очень часто высказывают мнение, что Россия в целом не нужна Белоруссии, а путь их страны – в интеграции с ЕС и НАТО. Соответственно, сценарий утраты независимости они расценивают как крайне негативный для Республики Беларусь, хотя, конечно, у данной группы речь идёт не о независимости как таковой, а о замене интеграционного проекта с восточного на западный. Страх утраты независимости внутри ЕС у них намного ниже. Другая часть белорусского общества, преимущественно старшего поколения, безапелляционно выступает за интеграцию с Россией – как по политическим, так и по экономическим причинам. Здесь играет роль как полученное ещё советское воспитание и образование, так и более объективное понимание реальных экономических интересов Белоруссии. Точно сказать, сколько граждан РБ в процентном соотношении придерживаются тех и других взглядов, невозможно, так как объективных социологических исследований нет, но то, что обе группы реально существуют, очевидно из личного общения. И число противников интеграции с Россией со временем растёт. Необходимо учитывать и роль националистической идеологии, всё более распространяемой в белорусском обществе, но всё же она слишком низка, чтобы стать серьёзным фактором. Гораздо большее влияние имеет идеология либерализма, гражданского общества, общества потребления, видящая свой ориентир в ЕС и США. Люди с данными взглядами видят в России препятствие для реализации своих представлений о геополитическом устройстве мира и места Белоруссии в нём.

Для России Белоруссия не является значимым торговым партнёром: всего 5% внешней торговли России приходится на эту страну. Для России и её граждан вопрос интеграции с Белоруссией имеет стратегический, военный и культурно-эмоциональный характер.  Белоруссия обеспечивает сохранность транспортного коридора в Центральную Европу, в первую очередь – в Германию, что важно как для гарантии бесперебойного потока товаров, так и для транспортировки углеводородов. Одновременно руководство России испытывает страх перед размещением иностранных военных баз, особенно ракет средней дальности, в Белоруссии в случае захвата власти в РБ силами прозападной ориентации. И, наконец, для части нашего общества вопрос интеграции РБ и России ценен с позиции сохранения единства разделённого русского народа (или общности восточнославянских народов): здесь присутствуют историческое и духовное измерения.  Если для тех, кто ставит на первое место военно-стратегическое и экономическое сотрудничество, скорость и глубина интеграции кажутся приемлемыми, то для оценивающих этот процесс с культурно-этнической точки зрения он видится как недостаточно интенсивный, так как, в первую очередь, не созданы политические органы управления Союзного государства, единая валюта и единые вооружённые силы.

В социальных сетях и телеграм-каналах широко представлена точка зрения, что процесс интеграции провален и носит имитационный характер. Стоит отметить, что опасения эти не напрасны, и в прошлом с обеих сторон имели место затягивание процесса интеграции и его имитация. Связано это с внутренними обстоятельствами каждой из двух стран. Ранее для Москвы приоритетными партнёрами представлялись западноевропейские страны и США, а интеграционные процессы с небольшим соседом казались чем-то второстепенным. А Минск явно боялся утратить независимость перед лицом более экономически и политически значимого соседа.

Даже сейчас перед встречей президентов эксперты опасались, что подписание соглашений будет сорвано по причине несогласия с одним или несколькими пунктами. И тем не менее достигнутые договорённости имеют серьёзное значение и точно не являются пустой формальностью. Напомним, о чём идёт речь.

Пот итогам достигнутых договорённостей Владимир Путин сделал заявление, что Россия и Белоруссия переходят к единой промышленной политике. По его словам, удалось достичь договорённостей о проведении общей макроэкономической политики, об интеграции платёжных систем, сотрудничестве в информационной безопасности, в налоговой и таможенной сферах, в области энергетики и по другим направлениям: 

  • Страны обязуются разработать единую методологию для синхронизации всех косвенных налогов, при этом будет создан следящий за этим орган.
  • Лидеры двух стран договорились об объединении рынков электроэнергии и нефтепродуктов двух стран (до 1 декабря 2023 года), равных правах для экономических субъектов двух стран в Союзном государстве, равных правах в отношении госзакупок и госзаказов.
  • Важной частью достигнутых договорённостей является создание единого энергетического рынка России и Белоруссии до 1 декабря 2023 года.
  • Москва и Минск заявили об интеграции национальных платёжных систем. Александр Лукашенко вопреки прогнозам стал инициатором вопроса о возвращении к диалогу о единой валюте для двух стран. Путин, кстати, отметил, что это вопрос неопределённого будущего, о котором ещё рано говорить.
  • В 2022 году цены на газ для Белоруссии останутся на уровне 2021 года. Это мощная поддержка для белорусской экономики, которая будет получать русский газ по самым низким ценам для внешнего потребителя.
  • Поднимался вопрос о формировании общего оборонного пространства, обсуждались учения "Запад-2021". Президенты обсудили ситуацию внешних вызовов и договорились совместно бороться с общими угрозами.
  • Владимир Путин заявил, что вскоре будет обсуждаться создание Союзного парламента России и Белоруссии.

Возможно, скорость и глубина интеграции не отвечают ожиданиям части русского общества. Прежде всего потому, что вопрос политических институтов снова откладывается на неопределённую перспективу. Приятно решение отказаться от строительства русской военной базы на территории Республики Беларусь, а также не поднимался вопрос о признании Крыма вошедшим в состав России. Однако правильно ли немедленно требовать уступок, которые вызывают столь большое напряжение у белорусской стороны и ставят под угрозу всю интеграцию: не является ли это "благодушное" требование скрытой провокацией, направленной как раз на срыв реальной интеграции?

На наш взгляд, подписанные соглашения являются серьёзным шагом, которого ждали уже много лет. Да, Республика Беларусь сохраняет свой суверенный статус, но разве речь шла об обязательном – и тем более немедленном – объединении? Напротив, достигнутые соглашения создают благоприятные условия для совместной хозяйственной и военно-оборонной деятельности на многие годы вперёд. Соглашения одновременно сохраняют независимый характер Белоруссии и обеспечивают её присутствие в экономической и политической орбите России. Сегодня самый серьёзный вопрос таков: как обеспечить преемственность взятого курса, чтобы в случае смены политической власти в любой из наших стран не произошёл отказ от взятого курса на интеграцию? Не секрет, что именно это обещают сделать как российские, так и белорусские "евроинтеграторы". Необходимо создание органов, которые будут следить за преемственностью курса; возможно, требуется фиксация в основном законе Республики Беларусь и России курса на создание Союзного государства.

Достигнутые договорённости уже вызвали негодование в ряде европейских столиц. Первые лица и МИД Эстонии, Литвы и Польши заявили о росте "угрозы с Востока". А первые лица Украины вообще оказались близки к паническим настроениям, заявляя о том, что "враг увеличил линию соприкосновения с Украиной на длину границы с Белоруссией".

Интеграционные соглашения, разумеется, необходимо ещё реализовать, но обозначенная их оценка со стороны наших "недругов" – лучшая иллюстрация серьёзности намерений и роста влияния альянса наших государств (или, точнее, Союзного государства) как во всём мире, так и в Восточной Европе.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх