На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анатолий Анатольев
    Почему ЭТА МРАЗЬ еще дышит с Яйценюком?!!!!!!!!!!Удар по отелю в Ч...
  • Пульхерия Djem
    Б...ь,как жаль учителя!!! И какая у меня ненависть к этим следователям,адвокатам,врачам,кто за деньги продаёт и преда... «Или отправишься...
  • Иван Иваныч
    ага, вот только на усраине правят евреи аж с 1991 года. Эту поговорку придумали тупые рагули, чтоб как то оправдать с...Офигеть!.. или......

Правда и вымыслы о «сталинской автономизации»



К вопросу об унитаризме и федерализме при создании СССР и взглядах Ленина и Сталина на эти вопросы.

Правда и вымыслы о «сталинской автономизации»

Но вернёмся в лето 1922 года, когда упомянутая комиссия приступила к работе. Вскоре был разработан первоначальный — подчеркнём это особо! — проект резолюции «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», который действительно предусматривал вступление Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Грузии в Российскую Федерацию на правах автономных республик. Проект был поддержан большинством голосов членов комиссии, в том числе — И.В. Сталиным. Обращаем ещё раз внимание: это был всего лишь первоначальный вариант, и вариант всего лишь проекта резолюции комиссии, то есть был пройден только самый первый этап огромной интеллектуальной работы, которую ещё предстояло продолжить и завершить. А на таком этапе вполне естественны самые различные предложения и варианты, мнения, включая спорные — если, конечно, участники обсуждения действительно занимаются поисками истины, а не ограничиваются тупым поднятием рук, что кое-кому в сегодняшней России свойственно...

И обмен мнениями оказался весьма горячим. Разосланный для дальнейшего обсуждения в ЦК компартий советских национальных республик проект резолюции был решительно отвергнут грузинскими коммунистами. В свою очередь ЦК КП(б) Белоруссии указал на необходимость сохранения в новом Союзе «договорных отношений между независимыми республиками», а ЦК КП(б) Украины вообще не обсуждал проект на этом этапе, что уже само по себе свидетельствует о позиции украинских коммунистов относительно идеи «вхождения». Ещё раз обращаем внимание: не возникло никакой чрезвычайной ситуации, тем более — катастрофы; это был жёсткий, но при этом абсолютно свободный обмен мнениями, что и было — вопреки визгу современных антисоветчиков — свойственно Коммунистической партии в ленинские времена.

В связи с этим более чем показательно, как сам В.И. Ленин относился к обозначившимся поначалу разногласиям с И.В. Сталиным. Здесь необходимо сделать одно очень важное замечание. Послушать сегодняшних антикоммунистов, в том числе самых высокопоставленных, так у некоторых граждан может создаться впечатление, что Сталин-де «горячо отстаивал» проект «автономизации», а вот Ленин, мол, фактически «выкрутил ему руки». А как обстояло дело в действительности?

В письме с говорящим само за себя названием «Об образовании СССР», написанном члену Политбюро ЦК РКП(б) Льву Каменеву уже в сентябре — после состоявшихся на первом этапе обменов мнениями — и предназначенном для ознакомления других членов этого высшего партийного органа, В.И. Ленин предельно мягко отзывается о позиции своего младшего товарища и соратника: «Сталин немного имеет устремление торопиться» (выделено мной. — О.Ч.). Что это — излишняя изысканная дипломатичность? Но, как мы знаем, приверженность «дипломатии» при решении принципиальных для судеб партии и страны проблем совсем не была свойственна Ленину. Очевидно, дело в другом.

Во-первых, как видим из приведённых слов, никакой враждебности к оппоненту или «жёсткого давления» на него нет и в помине. В.И. Ленин и здесь — как и в целом ряде других случаев — не желает использовать свой колоссальный авторитет с целью давления на соратников по партии, предпочитая убеждать их силой аргументов и безупречностью логики. Во-вторых, на основании выражения «немного торопиться» можно сделать вывод, что Ленин как раз не считал позицию И.В. Сталина по столь судьбоносному вопросу окончательно сформировавшейся и обоснованно полагал возможным в ходе дальнейшей дискуссии убедить его в своей правоте. Какова же была позиция самого Ленина?

Именно в цитируемом письме — очень небольшом по объёму, но важнейшем с исторической точки зрения документе — В.И. Ленин чётко формулирует принципы образования нового Союза: «Мы (РСФСР. — О.Ч.) признаём себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию» (выделено мной. — О.Ч.). Это ленинское определение не мешало бы зарубить на носу всем деятелям любого ранга, кто на уровне подсознания до сих пор не может принять неоспоримый факт: сегодня Россия (Российская Федерация) — такая же республика, такое же суверенное государство, как, скажем, Белоруссия или Казахстан, равноправное с ними, но никак не выше их.

Далее в том же письме буквально одной строчкой В.И. Ленин конституирует подлинный прорыв во всей теории и системе международных отношений, значение которого и по сей день не хотят осознать националисты самых разнообразных мастей и рангов. Ленин рассматривает новый Союз как «новый этаж, федерацию равноправных республик», часть из которых при этом уже сами являются федерациями. Федерация федераций — в случае с многонациональным (а для нашей страны можно было бы даже сказать — множествонациональным) составом населения это действительно уникальный вариант выстраивания подлинно равноправных отношений между совершенно разными по численности, истории и обычаям народами.

Ознакомившись с замечаниями В.И. Ленина и по итогам состоявшейся между ними беседы, И.В. Сталин кардинально переработал резолюцию комиссии в соответствии со всеми ленинскими предложениями, то есть полностью снял свои собственные прежние предложения об «автономизации». А также убедил в правоте этого шага большинство членов комиссии, включая таких способных решительно отстаивать своё мнение, как Г.К. Орджоникидзе и секретарь ЦК РКП(б) В.М. Молотов.

В результате в тексте новой резолюции первым пунктом значилось принципиальное системообразующее положение, выдвинутое Лениным: «Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в «Союз Социалистических Советских Республик» (первоначально название звучало именно в таком порядке. — О.Ч.) с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза».

Из этого документа, в котором важно каждое слово, однозначно следует: И.В. Сталин по зрелом размышлении решительно отказывался от своей первоначальной идеи «автономизации» в пользу ленинского плана образования Союза равноправных республик. И никто ему никаких рук не «выкручивал». Состоявшийся вскоре пленум ЦК РКП(б) полностью поддержал новый проект резолюции, принял её в окончательном виде и поручил новой комиссии под председательством Сталина подготовить на её основе проект закона об образовании СССР для внесения его на съезд Советов.

И.В. Сталин же поддержал и ленинское предложение названия, открывшего новую историческую эпоху и в итоге ставшего звучать как «Союз Советских Социалистических Республик». Именно в такой расшифровке аббревиатуры «СССР» началась история великого государства, образованного на I Всесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 года. Союзный съезд принял Декларацию об образовании Союза ССР, рассмотрел и утвердил Договор об образовании СССР. Первоначально в Союз вошли РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская Федерация, оформившаяся в ЗСФСР (в тот период расшифровывалась как Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика).

Всякий, кто знакомился с деятельностью И.В. Сталина не «с наскока» и не с заведомой целью опорочить, знает: он никогда не принимал окончательного решения по судьбоносным вопросам наспех, не обдумав всесторонне, а уже приняв, отстаивал его, что называется, не только сердцем, но и головой и своей железной логикой. Именно поэтому, признав доводы В.И. Ленина убедительными и поддержав их, Сталин всю последующую жизнь и деятельность боролся за их претворение в жизнь.

И одними из наиболее ярких доказательств такой позиции И.В. Сталина являются весь процесс и процедура принятия новой Конституции СССР в 1936 году, которую на долгие десятилетия народ стал называть Сталинской. В докладе «О проекте Конституции Союза ССР», который Сталин в качестве председателя Конституционной Комиссии сделал 26 ноября 1936 года на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов, словно отвечая будущим фальсификаторам, он касается фундаментальных вопросов дальнейшего развития советского федерализма, И.В. Сталин особо подчёркивает, что «у национальностей СССР кроме общих интересов имеются ещё свои особые, специфические интересы, связанные с их национальными особенностями». И далее: «Можно ли пренебрегать этими специфическими интересами? Нет, нельзя» (выделено мной. — О.Ч.).

В этих сталинских постулатах — неукоснительное следование ленинским принципам безусловного равенства, дружбы и взаимоуважения народов, лежащим в основе Советского многонационального государства. Равно как и подчёркивание ещё одного ключевого принципа государственного социалистического строительства — добровольности объединения в Союз. А дальше И.В. Сталин формулирует и объявляет на весь мир программно-политическую установку Советского руководства и, естественно, свою собственную как вождя Коммунистической партии и преемника В.И. Ленина.

«СССР, — напоминает Сталин всем, у кого плохо с памятью, — есть добровольный союз равноправных Союзных республик. Исключить из Конституции статью о праве свободного выхода из СССР — значит нарушить добровольный характер этого союза... Я думаю, что мы не можем и не должны идти на этот шаг» (выделено мной. — О.Ч.).

Просто и ясно — всем, за исключением тех, кто собственную неспособность поддерживать равноправные отношения с соседями пытается прикрыть приписыванием И.В. Сталину мифической «альтернативной» ленинской точки зрения на устройство Советского Союза. И тем самым, как всегда, отвлечь внимание общества от множащихся реальных проблем и вызовов.


https://gazeta-pravda.ru/issue/81-31284-28-iyulya-2022-goda/pravda-i-vymysly-o-stalinskoy-avtonomizatsii/ - полностью по ссылке

Относительно всего вопроса "расхождений", на мой взгляд куда лучше все показывает тот факт, что после смерти Ленина, Сталин от изначальной концепции СССР принципиально не отходил, в том числе и после обретения всей полноты власти в 30х годах, когда он мог легко изменить устройство государства в Сталинской Конституции.
Созданная Лениным и Сталиным система в итоге выдержала тяжелейший экзамен в годы Великой Отечественной Войны и позволила СССР стать сверхдержавой. Последующие поколения и партийные руководители смогли разрушить то, что не смогли сломать враги извне. В том числе и по линии национальных разломов, которые начали образовываться когда начались деструктивные процессы внутри КПСС и советский строй начинал становится все менее советским - разрушалась та скрепа, которая делала созданную государственную машину рабочей. СССР как союз советских республик мог существовать только в рамках социализма.
Ну а то, что убийцы СССР, начиная с Ельцина и Горбачева пытались переложить свою ответственность на тех, кто СССР создал, является не более чем попытками преступников уйти от исторической отвественности.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх