Победа или перемога? Украина, Россия, Турция и ООН в Стамбуле подписали соглашения об экспорте сельскохозяйственной продукции и российских удобрений из портов на Черном море. Украинские СМИ уже опубликовали текст соглашения между Украиной, Турцией и ООН.
В ответ на экспорт зерновых из Украины, коллективный Запад согласился на поставки российских удобрений, а под аммиак даже выписали отдельный пункт.
Развод и девичья фамилия
На самом деле речь идет о трех отдельных документах – двух соглашениях по экспорту зерна и одном меморандуме между РФ и ООН.
Начать с того, что Украина и Россия каждая по отдельности подписали два разных документа:
- отдельная «инициатива» по вывозу зерновых, продуктов питания и удобрений между Украиной, Турцией и ООН, которую от имени Украины подписали министр инфраструктуры Александр Кубраков, от имени Турции министр обороны Хулуси Акар, от имени ООН – генеральный секретарь Организации Объединенных наций Антониу Гутьерреш.
- отдельное соглашение между РФ, Турцией и ООН, которое подписали министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу, министр обороны Турции Хулуси Акар и генеральный секретарь ООН Антониу Гутьерреш.
А сразу после этого Шойгу вместе с Гутьеррешем подписали Меморандум о взаимодействии между РФ и ООН по поставкам российской сельскохозяйственной продукции и удобрений на мировые рынки.
Украинские СМИ уже опубликовали текст соглашения между Украиной, Турцией и ООН. Если говорить о статусе документа, то речь идет о межправительственном соглашении, потому что этот текст не требует ратификации Верховной Радой Украины.
Вот его основные позиции. Итак, вопрос первый – это безопасность. В украинском варианте речь идет об экспорте из таких портов как Одесса, Черноморск и Южный (два последних – Одесская область). Ввиду боевых действий на территории Украины, Одесса и другие украинские порты заминированы. Но при этом в соглашении нет ни слова о предварительном разминировании. Выходит, что иностранным экспортерам гарантировали свободный выход из портов Украины, а остальные вопросы «решайте, как хотите».
Впрочем, есть и страховочный пункт. В случае необходимости, минный тральщик другой страны может заходить в порты Украины и очищать акваторию от мин. Но такой вариант требует, чтобы его согласовали все стороны – т.е. Украина, Россия, Турция и ООН.
Согласно соглашению, стороны - т.е. Украина, РФ и Турция - берут не себя обязательства не нападать «на торговые судна и иные гражданские суда и портовые сооружения, принимающие участие в этой Инициативе». Но при этом такие торговые суда будут проходить по маршруту без какого-либо военного сопровождения.
Вопрос №2 – это маршрут. Для прохода судов будет определен морской гуманитарный коридор, согласованный всеми сторонами. Все стороны будут контролировать движение судов по морскому гуманитарному коридору дистанционно. Совместный координационный центр в Стамбуле определит расстояние – и ни один военный корабль, самолет или БПЛА не имеют право приближаться к морскому гуманитарному коридору ближе, чем разрешит СКЦ.
Вопрос №3 – это контроль за исполнением соглашения или, как говорится в тексте, «инициативы». До начала транспортировки должна быть создана координационная структура. Согласно документу, эта структура будет называться Совместный координационный центр, в состав которого войдут представители Украины, Российской Федерации, Турции и ООН. СКЦ будет дислоцироваться в Стамбуле и заниматься координацией и общим надзором за реализацией соглашения.
Кроме того, Турция определит конкретные гавани на входе и выходе из «Турецкого пролива» (т.е. пролива Босфор), куда обязаны заходить все суда, зарегистрированные в СКЦ, чтобы инспекционная группа могла провести проверку.
Срок действия соглашения – 120 дней с даты подписания (на практике отсчет начнется с 00.00 часов субботы, 23 июля). Договор автоматически продолжается на неопределенный срок, пока одна из сторон прямо не скажет «стоп».
Всегда есть место аммиаку
Как стороны будут проверять, насколько грузы на судах соответствуют требованиям «Инициативы»? Под эгидой СКЦ будут действовать инспекционные группы, состоящие из представителей Украины, России и Турции, а также ООН. Полномочия инспекционной группы – проверка каждого судна на предмет наличия несанкционированных грузов или людей. Инспекционные группы будут проверять согласованные суда как на входе в порты, так и не выходе из них.
Хотя Украина и Россия каждая по отдельности подписали соглашение с Турцией и ООН, но есть и общий пункт, свидетельствующий, что в жизни всегда есть место компромиссу. Стороны провозгласили, что целью инициативы является создание безопасной навигации для экспорта зерна и связанных с ним пищевых продуктов и удобрений, включая аммиак.
С каких это пор Украина у нас начала производить аммиак? Да и отрасль по производству сельскохозяйственных удобрений на Украине лежит «на боку». А вот если вспомнить, что Одесса – это конечная точка трубопровода «Тольятти – Одесса», предназначенного для перекачки аммиака из России через территорию Украины до побережья Черного моря, то многое становится понятно.
Санкции.net
Британская The Guardian со ссылкой на свои источники сообщает: сотрудники ООН надеются, что поставки зерновых / подсолнечного масла из портов на Черном море начнутся, начиная с субботы, 23 июля. По данным The Guardian, в ООН рассчитывают, что поставки достигнут 5 миллионов тонн зерновых в месяц – т.е. выйдут на довоенный уровень.
Что касается российского экспорта, то сделка нацелена обеспечить условия для беспрепятственных поставок удобрений made in Russia. И в данном случае, Кремлю удалось разменять соглашение об экспорте зерновых из украинских портов на отмену санкций США в отношении российских минеральных и органических удобрений, а также лекарств, обновлений программного обеспечения для медицинского оборудование etc. И остается еще одна интрига – удалось ли делегации РФ договориться, что в соглашении будет разрешен экспорт из таких портов как Бердянск и Мариуполь?
Как ни удивительно, но попытки мирного урегулирования конфликта на Донбассе не помогли Кремлю остановить вал санкционной политики Запада. И наоборот, это может выглядеть парадоксально, но Москва с помощью СВО добилась отмены части санкций США против России. Лиха беда начало?
В завершение, до сих пор остается открытым вопрос об объемах зерна, заблокированного в портах Украины. Президент США Джо Байден неоднократно называл цифру в размере 20 миллионов тонн зерновых. Но президент РФ Владимир Путин, со своей стороны, опровергает такие оценки. По словам Владимира Путина в интервью телеканалу «Россия», на самом деле «по данным нашего Министерства сельского хозяйства, это не шесть, это примерно пять миллионов тонн, даже, допустим, шесть – и, это данные нашего Минсельхоза, семь миллионов тонн кукурузы». С другой стороны, не столь важно, сколько именно зерновых компании США смогут вывезти с Украины сегодня – 5 или 20 миллионов тонн. Важно разблокировать экспорт в принципе. А там, если будет желание, то соглашение об экспорте продукции АПК будет действовать и в 2023 году.
И, как бы кому ни хотелось, но с течением времени все равно возникнет вопрос о моральной оценке такого соглашения. Очевидно, что главные интересанты по вывозу зерновых из Украины – это крупные экспортеры в виде швейцарского «Кернел», американских Cargill, Agroprosperis и Archer Daniels Midland и т.д. Иностранные компании кровно заинтересованы вывезти из портов на Черном море законтрактованные партии зерновых и прочей сельскохозяйственной продукции. Загвоздка в том, что украинская власть во главе с Владимиром Зеленским дает согласие на масштабный экспорт зерновых в условиях, когда самой Украине грозит холодная и голодная зима.
Свежие комментарии